Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Самостоятельная работа на уроках окружающего мира в начальной школе
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Одной из основных задач преподавания окружающего мира в начальной школе является развитие самостоятельности учащихся, подготовка их к самостоятельной деятельности Возможные пути ее реализации намечаются авторами современных школьных программ, учебных и методических пособий
Актуальность проблемы формирования самостоятельности в методической науке неоднократно подчеркивалась педагогами, обращавшимися в своих исследованиях к различным ее аспектам В. В. Голубков в "Методике преподавания литературы" называл задачу развития читательской самостоятельности "общей задачей нашей школы, стремящейся к развитию у учащихся навыков самостоятельности, инициативы и творчества", выделял специальный "метод самостоятельной работы".
Научная литература, в которой ставились вопросы совершенствования самостоятельной работы учащихся, весьма обширна Мы имеем в виду прежде всего исследования современных психологов, дидактов Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, М А. Данилова, Б. П. Есипова, Е. Н. Кабановой-Меллер, П. И Пидкасистого, В. С. Рабунского, М. II Скаткинаидр.
Теоретический анализ дидактических игр на уроке долгое время не привлекал внимание исследователей, и только в последнее десятилетие появилось несколько работ, посвященных данной проблеме (И В Кучеру к /1991 г/, М. Г. Цыренова/1994 г/) Между тем, необходимость такого рода исследований возрастает. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания окружающего мира, относится дидактическая игра.
На основании анализа учебной и методической литературы в работе нами делались выводы о характере и типах вопросов, заданий и тем для самостоятельной работы, предлагавшихся учащимся. При этом проводилось сопоставление с опытом современной школы, хотя это и не являлось специальной задачей исследования. Обращаясь к традициям отечественной школы, мы сосредоточили свое внимание на проблемах организации и методики руководства самостоятельной работой школьников с текстом критической научной литературы, учебником и учебными пособиями, справочниками и другими видами книжной и журнальной продукции, используемой учителем-математиком в качестве дополнительного материала к урокам, а также на самостоятельных письменных работах учащихся.
Объектом исследования является самостоятельная деятельность школьников при изучении нового материала на уроке окружающего мира.
Предмет исследования - методика организации самостоятельной работы школьников на уроках окружающего мира с использованием дидактических игр, нашедшая отражение в учебных и методических пособиях по окружающему миру в исследуемый период.
Цель курсовой работы – рассмотреть организацию самостоятельной работы на уроках окружающего мира в начальном звене.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
- изучить сущностные характеристики самостоятельности учащихся начальных классов;
- описать условия формирования самостоятельности учащихся средствами дидактической игры;
- дать обобщение передового педагогического опыта по формированию самостоятельности средствами дидактической игры;
- рассмотреть систему работы учителей по формированию самостоятельности средствами дидактической игры.
Гипотезой исследования является предположение о том, что содержание отдельных тем курса окружающего мира в начальном звене при определенном уровне развития учащихся диктует целесообразность использования самостоятельной работы младших школьников при изучении нового материала. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
- игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков, используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала, четко организуются, соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся,
- уровень самостоятельной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр)