Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Дмитрий Инсаров, герой романа "Накануне" И.С. Тургенева, и Дон Кихот – сравнительный анализ образов
Введение
Постановка вопроса о месте и роли прецедентных явлений в художественных произведениях И.С.Тургенева глубоко закономерна по ряду причин. Тургенев обладал специфическим художественным даром, особенность которого писатель осознал достаточно рано. Чтение мировой литературы прозаиками ХIХ века, как правило, было насыщенным и напряженным, однако среди них И.С.Тургенев занимает особое место. Многочисленные литературоведческие работы последних десятилетий ХХ века по изучению его творческого наследия свидетельствуют об исключительном богатстве многокомпонентного контекста его произведений. Творения мировой литературы были для него не просто источниками идей, образов, характеров и каких-либо изобразительно-выразительных средств. Включаясь в «великий диалог» своей эпохи, И.Тургенев обладал способностью улавливать в ней диалогические отношения и диалогические взаимодействия голосов.
Глава 2. Концепция Дон Кихота И.С.Тургенева и ее отражение в образе Д.Инсарова
2.1.Эволюция образа Дон-Кихота в произведениях И.С.Тургенева
Тургенев при подготовке статьи о Гамлете и Дон Кихоте ознакомился предварительно с обширной библиографией Сервантеса, который воплотил в своем шедевре «дух южного человека <…> дух светлый, веселый, наивный, восприимчивый, не идущий в глубину жизни, не обнимающий, но отражающий все ее явления» – пишет Тургенев. Кроме того, владея испанским языком, Тургенев был намерен перевести роман Сервантеса и готовился к этому «подвигу», «хорошо зная русский язык».
Одним из первых ясных воплощений будущего типа Дон-Кихота можно считать Калиныча из рассказа «Хорь и Калиныч» (1847). «Калиныч... принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных» , он «стоял ближе к природе», и не случайно «без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог». Здесь же, что в целом характерно для метода Тургенева, Калинычу противопоставляется Хорь - «человек положительный, практический, административная голова, рационалист, прекрасный семьянин и хозяин, короче – крестьянский вариант «сильного» тургеневского человека (функции «слабого» типа, во-первых, выполняет в книге сам рассказчик, а во-вторых, «слабых « героев набирается достаточно среди помещиков - Гамлет Щигровского уезда, например, и даже, хотя значительно меньшее число,среди крестьян: мальчик Павел из «Бежина луга» и др.).