Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование взаимосвязи акцентуации характера подростков с особенностями в конфликтной ситуации
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время все более актуальной проблемы современности становится нарушение поведения. Особенно остро данная проблема стоит для подросткового возраста, так как именно подростковый период является кризисным, сложным и очень важным для последующего развития человека. Этот период открытия собственного внутреннего мира и в тоже время перестройки всей системы отношений с миром внешним. В подростковый период человек особо нуждается в психологической помощи, причем ее форма и содержание должны быть специфичны.
Именно в подростковом возрасте возможны проявления акцентуированности у детей. Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера. Акцентуации характера - это уязвимость психотравмирующего воздействия на слабое звено (место наименьшего сопротивления) данного типа характера при устойчивости к другим воздействиям. В настоящее выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытые акцентуации — обычная норма, слабовыраженная или не выраженная вообще, они могут проявляться в результате воздействия различных факторов (болезни, травм) к месту наименьшего сопротивления.
В каждом акцентуированном характере имеется "слабое звено" — место наименьшего сопротивления. Поэтому психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а только та, которая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера.
В обыденной жизни знание акцентуаций характера позволяет лучше понять такого человека и правильно строить с ним взаимоотношения, а специалистам психиатрам, психологам выбрать верную психотерапевтическую тактику при необходимости поведенческой коррекции у этих лиц при различных расстройствах и нервно-психических заболеваниях.
Заключение
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы акцентуаций характера в подростковой среде, были определены теоретические аспекты данной темы. В ходе решения первой задачи исследования, были охарактеризованы особенности и проявления акцентуаций характера, в результате чего было определено, что акцентуация - нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. При чрезмерно выраженных акцентуациях характера возможно возникновение расстройств личности - патологического состояния, характеризующегося дисгармоничностью психического склада.
Для решения второй задачи исследования была представлена характеристика подросткового возраста. Мы смогли отметить, что подростковый период является кризисным, сложным и очень важным для последующего развития человека. Этот период открытия собственного внутреннего мира и в то же время перестройки всей системы отношений с внешним миром.
В старшем школьном возрасте, в отличие от младших и средних школьников, учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональной. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни. Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Избирательность интересов связана с жизненными планами. Старшие школьники могут интересоваться двумя - тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Изменяется мотивация в основных видах деятельности: учении, общении, труде. В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. С. 361
2. Акцентуации характера и использование опросника Г.Шмишека // Методические рекомендации для практических психологов. Составила В.Г.Сахарова.- Владивосток, 2008
3. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Метод. рек. / Сост.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. - Обнинск: Б.и., 2002. - 22 с.
4. Андреева И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики./ И. Н. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2004
5. Андреева И.Н. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера. М. : Аспект Пресс, 2006
6. Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2000. - № 2.
7. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996. 326 с.
8. Бюллер Ш. Что такое «пубертатный период» период. - СПб.: Питер, 2001.
9. Ващенко И. В., Антонова О. Л. Конфликт: посттравматичний стрес. Киев: Наукова думка, 1998. С. 18 - 20.
10. Вдовиченко А.А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 2006. С. 23—24.
11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 2007. - 360 с.
12. Вострокнутов Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье (Руководство под. ред. Н.В. Вострокнутова. М.: Изд-во 2005 г. 256 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. — СПб.: Питер, 1991.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. С. 95
15. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб. Пособие для вузов. М.: Университет, 2000.
16. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 46 с.
17. Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2000. - 26 с.
18. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 2006. 96 с.
19. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 25-37.
20. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с.
21. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. С. 35
22. Иванов Н.Я., Личко А.Е. “Патохарактереологический диагностический опросник для подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 2004.
23. Илийчук В.И. Саморегуляция подростков конфликтном поведении. Киев: ЛИБІДЬ, 1996. 22 с.
24. Кле М. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. - М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 103-140.
25. Ковалев В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста // Журн. невропатол. и психиатрии. 1981. Вып. 10. С. 1505—1509.
26. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 2006. - 80 с.
27. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1980. С. 23.
28. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.69-78.
29. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986. С. 3-21.
30. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135.
31. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Уч.пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ "Сфера", 2005.-192с.
32. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981
33. Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. - 2006. - №2. – С.61-68.
34. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с.
35. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 1999. 35 с.
36. Лозоцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 2006. - №8.
37. Малкина-Пых И.Г. «Психосоматика: Справочник практического психолога» – М.: Изд-во Эксмо, 2005г.
.....