Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Жизнестойкость и копинг-стратегии как факторы послевузовской адаптации( на материале военнослужащих)
Введение
Актуальность исследования проблем взаимосвязи профессиональной послевузовской адаптации молодых людей с их уровнем жизнестойкости и копинг-стратегиями обусловлена несколькими причинами.
В первую очередь, по различным данным, до 90% современных выпускников сегодня сталкиваются с трудностями адаптации в профессиональной деятельности. Это проявляется как в том, что молодые люди подолгу привыкают в практике профессиональной деятельности, вступают в конфликты с коллегами и руководством, демонстрируют признаки эмоционального перенапряжения, а нередко и покидают работу, так и не сумев адаптироваться. Кроме того, многие молодые люди попросту подолгу не могут трудоустроиться (официальная статистика указывает на 20%, однако можно предположить, что такой процент намного выше) как в силу завышенных требований работодателей к кандидатам, так и в силу своих завышенных требований к трудовой деятельности.
В частности, данные проблемы актуальны и для выпускников военных вузов. Молодые офицеры, получив образование, порой подолгу не могут адаптироваться к практике военной службы. Расхождение между ожиданиями, сформированными в ходе обучению в ВУЗе, и реалиями, вызывают у них порой острые стрессовые реакции и провоцируют увольнение со службы.
В такой ситуации возникает вопрос о факторах, позволяющих молодым людям успешно адаптироваться к профессиональной деятельности. Мы выдвинули гипотезу, что существуют взаимосвязи между жизнестойкостью молодых выпускников военных вузов и стратегиями совладающего поведения, которые они используют в процессе профессиональной адаптации.
Объект: адаптация личности.
Предмет: взаимосвязь профессиональной адаптации личности с уровнем жизнестойкости и копинг-стратегиями в период ранней взрослости.
Цель: исследовать взаимосвязь профессиональной адаптации личности с уровнем жизнестойкости и копинг-стратегиями в период ранней взрослости.
Задачи:
1. рассмотреть понятие адаптации личности;
2. охарактеризовать проблемы профессиональной адаптации личности в период ранней взрослости;
3. рассмотреть понятия жизнестойкости и копинг-стратегий;
4. изучить проблемы взаимосвязи профессиональной адаптации с уровнем с уровнем жизнестойкости и копинг-стратегиями в период ранней взрослости;
5. провести эмпирическое исследование взаимосвязи профессиональной адаптации личности с уровнем жизнестойкости и копинг-стратегиями в период ранней взрослости.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
анализ литературы;
психодиагностический метод;
метод статистической обработки данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона.
В эмпирической части исследования были использованы следующие методики:
тест жизнестойкости Д.А.Леонтьева и Е.И.Рассказова;
методика «Q –сортировка»;
методика исследования стратегии преодолевающего поведения SACS (адаптация Н.Е. Водопьяновой)
Теоретическая база исследования представлена работами Б.М. Величковского, А.В.Петровского, В.А.Мижерикова, Б.М.Безруких, С.Мадди, М. Хайдеггера, Д.А. Леонтьева и др.
База исследования: эмпирическое исследование было проведено в период с … по … в г.Москва. В исследовании приняли участие 50 выпускников военных вузов, из них 39 юношей и 11 девушек в возрасте 22-24 лет. Исследование носило констатирующий характер.
В целом проведенное исследование включает введение, три главы , заключение, список литературы и приложения.
Заключение
С учетом актуальности профессиональной адаптации выпускников ВУЗов, в частности военных, к профессиональной деятельности, была поставлена цель исследовать взаимосвязь профессиональной адаптации личности с уровнем жизнестойкости и копинг-стратегиями в период ранней взрослости. Для достижения поставленной цели было предпринято теоретическое и эмпирическое исследование.
В процессе теоретического исследования на основе анализа литературы были сделаны следующие выводы. Так, социально-психологическая адаптацию может быть рассмотрена как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Отдельным видом социально-психологической адаптации является профессиональная адаптация как процесс приспособления личности к условиям профессиональной деятельности. период ранней взрослости это период от 20 до 35 лет. Для данного периода характерно сравнительно равномерное интеллектуальное и эмоциональное развитие. Основной задачей возраста является достижение идентичности и близости. В начале период ранней взрослости личность сталкивается с задачей профессиональной адаптации.
Современные выпускники ВУЗов сталкиваются с многочисленными проблемами адаптации к условиям профессиональной деятельности. Эти проблемы обусловлены как объективными факторами социально-экономической нестабильности и переустройства системы профессионального труда в нашей стране, так и субъективными факторами, связанными с недостаточным уровнем образованности, несформированной трудовой мотивацией и завышенными требованиями выпускников. Указанные проблемы характеры и для выпускников военных ВУЗов.
Понятие жизнестойкости является сравнительно новым в психологической науке. В основном оно изучено на Западе, хотя в последнее время и отечественные исследователи проявляют к нему интерес. В данном исследовании мы опирались на определение жизнестойкости С.Мадди, который пишет, что жизнестойкость это психологическая живучесть и расширенная эффективность человека. Жизнестойкость включает такие характеристики как включенность, контроль и вызов. На формирование жизнестойкости оказывает влияние ранний детский опыт личности, в частности, особенности семейного воспитания, пол, возраст и особенности стрессовой ситуации.
Список литературы
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня. Вып.2 - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - с. 82-90
2. Александровский Е.Ю. Психофармакотерапия невротических расстройств-М., 1990. – 186 с.
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал №1, 1994, с. 3-19
4. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд.психол. наук. М., 1989. 189 с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., Просвещение. 1991
6. Безруких М.М., Фабер Д.А. Психофизиология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., «Наука», 1990
8. Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия.// MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5—25
9. Богомаз С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека/ С. А. Богомаз, Д.Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. 2009
10. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал №4, 1996, с. 64-74
11. Борневассер М. Стресс в условиях труда. Концепция стресса как реакции организма // Иностранная психология М., 1994, № 1.Т. 2. С. 44-50
12. Бумаков А.В. Отрицательные факторы социально-психологической адаптации офицеров расформируемых экипажей кораблей ВМФ и преодоление их воздействий //Дис. канд. псих. наук. М.: Военный университет, 2001 -203 с.
13. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд'во МГУ, 1990, с.100
14. Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, №4, 2001
15. Вихорев С.А. Практическая психология Псков, 2006, с.12
16. Военная психология и педагогика // Под общей ред. В.Ф. Кулакова М.: Изд-во Совершенство, 1998 - С. 34-35.
17. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1989. Вып. 7. С. 134-142
18. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2 С. 119-124
19. Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз - производство» // Высшее образование. - 2007. - N 5. - С. 47 - 52
20. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. …канд.психол.наук 1995. 22 с.
21. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде //Проблемы cоциальной психологии личности 2005, №2