Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Современная таможенно-банковская политика, мировой опыт и практика в России
Введение
Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на экспорт, с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется не на уровне государств, а на уровне фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д., с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.
Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС).
Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном Союзе.
2011 год стал вторым годом осуществления таможенно-тарифного регулирования в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления Таможенного Союза, и в первую очередь Комиссии Таможенного Союза.
В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-банковской политики Российской Федерации в рамках установленного порядка принятия решений органами управления Таможенного Союза, будет осуществляться на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития.
В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот.
При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин.
Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО.
Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.
Таким образом, актуальной является задача обеспечения открытости национальной экономики путем снижения средней ставки тарифа до 6–8% без существенной потери доходной части бюджета.
Цель работы - проанализировать в комплексе современную таможенно-банковскую политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в стране.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
• показать экономическую природу таможенных пошлин и их функции;
• раскрыть особенности формирования таможенных тарифов ТС;
• выявить пути совершенствования таможенно-банковской политики ТС.
Объектом исследования является система мер таможенно-банковской политики.
Предмет исследования – система таможенно-банковской политики.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды ученых-теоретиков в области финансов, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и международных отношений.
Использовались научно-исследовательские разработки, связанные с регулированием внешнеэкономической деятельности, оптимизацией ставок таможенных пошлин.
Проанализированы фундаментальные исследования современных российских авторов по проблемам таможенно-тарифного, нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, среди них, по методологии определения ставок таможенной пошлины В. Новикова, оценки тарифа С. Удовенко, по тарифному протекционизму С. Зубарева, С. Швеца, В. Синева, В. Свинухова, В. Драганова, А. Бычкова, Э. Тихоновича, Н. Лебедева и некоторых других.
Единый таможенный тариф (ЕТТ) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза. ЕТТ основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Важнейшей задачей таможенно-банковской политики в 2012 году остается поддержание необходимого уровня конкурентоспособности отечественного производства на внешнем и внутреннем рынках. Очевидно, что в условиях Таможенного Союза и ЕЭП эта задача будет решаться в 2012 году исходя из требований таможенной защиты и регулирования рынка, предъявляемых к объединенной таможенной и экономической территории России, Белоруссии и Казахстана, т.е. с учетом интересов хозяйствующих субъектов и потребителей всех стран-участниц.
В целях повышения конкурентоспособности национальных производителей, защиты их экономических интересов и налаживания процессов импортозамещения в 2012 году будет осуществляться:
- реализация принципа эскалации таможенного тарифа, совершенствование его структуры и других качественных параметров;
- оперативная корректировка ставок ЕТТ, направленная на открытие или защиту рынков отдельных товаров при наличии экономической целесообразности. В 2012 году в условиях стабилизации внутреннего и мирового рынков необходимо выйти на оптимальные уровни тарифной защиты в отношении большинства видов товаров с точки зрения подавления инфляции, роста инвестиционной привлекательности отечественной экономики и развития конкуренции;
- взаимодополняемое применение инструментов таможенно-банковской защиты внутреннего рынка и специальных мер защиты в условиях передачи на наднациональный уровень работы по проведению расследований и принятию мер по установлению антидемпинговых, защитных и компенсационных пошлин;
- совершенствование системы тарифных преференций Таможенного Союза;
- выработка единого порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров отдельных категорий на единую таможенную территорию Таможенного Союза;
- совершенствование правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств;
- увязанное с мерами государственной политики в области сельского хозяйства применение таможенно-тарифных инструментов регулирования аграрного рынка, зарекомендовавших себя как в российской, так и зарубежной практике. Среди них - сезонные пошлины, пошлины на основе ценовых диапазонов, тарифные квоты, экономические и административные запреты экспорта в условиях напряженности балансов производства и потребления.
Экспортное обложение в 2012 году будет выполнять узкие регулирующие функции, тогда как фискальные цели – изъятие рентных платежей будут реализованы внутренними налоговыми инструментами.
Регулирующие пошлины на экспорт необработанной древесины будут применяться при дифференцированном подходе к вывозу его отдельных сортиментов. В условиях реализации инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе введение гибкого механизма регулирования вывоза круглого леса позволит увеличить масштаб начатых в отрасли структурных преобразований и повысить эффективность использования лесных ресурсов при экспорте.
В 2012 году предполагается осуществить существенное снижение регулирующей роли экспортных пошлин на нефть в рамках изменения общей системы налогообложения нефтяного комплекса. Так, в соответствии с разрабатываемой концепцией налогообложения, основная налоговая нагрузка в нефтяной отрасли может быть перенесена на внутренние налоговые инструменты, тогда как функция экспортных пошлин как средства изъятия монопольной ренты будет существенно ограничена.
Одновременно изменятся подходы к льготированию и региональной дифференциации экспортных пошлин на нефть. Предполагается, что в рамках новой концепции будет сформулирован отход от региональной дифференциации пошлин.
В отношении экспортных пошлин на нефтепродукты будет действовать график поэтапного выравнивания коэффициентов соотношения ставок на нефть и темные и светлые нефтепродукты с тем, чтобы к 2013 году он составил 0,6.
В 2012 году задачи эффективной реализации намеченных приоритетов таможенно-банковской политики вызывают необходимость шире использовать имеющиеся возможности в рамках таможенных механизмов, в том числе:
- таможенной процедуры временного ввоза для осуществления оперативного лизинга на фоне восстановления российского лизингового рынка и технического обслуживания ранее экспортированных товаров;
- таможенной процедуры переработки на таможенной территории для целей импортозамещения;
- таможенной процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада для целей осуществления операций по переработке и изготовлению экспортно-ориентированных товаров.
Список литературы
1) Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2007
2) Таможенный Кодекс Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010)Приказ ФТС РФ от 17.08. 2005 №751 «Об утверждении порядка взаимодействия при применении системы управления рисками»
3) Закон № 173-ФЗ "О валютном регулировании и ва¬лютном контроле", от 18 июня 2004 года (с последующими изм. и доп.)
4) ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. ФЗ от 06.12.2011 N 409-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 № 327-ФЗ)
5) Федеральный закон от 15.11.2010 №294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля" от 16 февраля 2011 года
6) Ананьев Д. Таможенный Союз – новые возможности экономического развития /Д. Ананьев/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №2. – С. 11-12.
7) Андриашин Х. А. Таможенное право. Гриф УМО ВУЗов России. Издательство: Магистр, 2008
8) Бакаева О. Ю. Таможенное право. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Норма, 2008
9) Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. / К.А.Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2009. – 360 с.
10) Бельянинов А. Программа ФТС России по реализации политики руководства Российской Федерации по формированию Таможенного Союза /А. Бельянинов/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №1. – С. 8-10.
11) Бельянинов А. Таможня и бизнес: долгосрочная программа ФТС России по реализации политики руководства страны по формированию Таможенного Союза /А. Бельянинов/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №2. – С. 20-23.
12) Боровиков А. Ф. Конституционные гарантии прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений: теория и практика. Издательство: СПбГУП, 2009
13) Внешнеэкономическая деятельность / Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. М.: Дело, 2007
14) Внешнеэкономическая деятельность / Покровская В.В. М.: Экономист, 2006
15) Внешнеэкономическая деятельность / Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. М.: Экономист, 2008
16) Глазьев С. Зачем России Таможенный Союз? /С. Глазьев/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №3. – С. 12-15.
17) Глазьев С. Старт дан, целесообразность очевидна: создание Таможенного Союза открывает новые возможности экономического развития /С. Глазьев/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №1. – С. 11-14.
18) Глазьев С. Таможенный Союз без барьеров /С. Глазьев/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2009. - №12. – С. 34-37.
19) Государственный контроль при осуществлении международных автомобильных перевозок / Афонин П.Н. и др. СПб.: Издательство политехнического университета, 2009
20) Граве А.В. Таможенное право Учебный курс / А.В. Граве. - М.: МИЭМП, 2009. – 95 с.
21) Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД / ТД ) Издательство: Благовест-В, 2007
22) Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами / Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №3. – С. 18-19.
23) Жамишев Б. Реальные возможности Таможенного Союза / Б. Жамишев/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №4. – С. 18-21.
24) Завражных М. Л. Таможенное право России. Учебное пособие. Издательство: Омега-Л, 2010
25) Ивин В. Широко шагать не просто /В. Ивин/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2009. - №11. – С. 42-46.
26) Информационное обеспечение в таможенных органах / Афонин П.Н., Сальников И.А. –СПб.: РИО СПб. филиал РТА, 2006
27) Истомин С. И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. Издательство: Деловой двор, 2008
28) Кирсанов А. Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: монография. Издательство: Элит, 2007
29) Кобякова А. Преимущества и проблемы Таможенного Союза /А. Кобякова/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №4. – С. 22-31.
30) Коган М. В. Таможенное дело. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Феникс, 2007
31) Кожанков А. Таможенное регулирование Таможенного Союза: таможенная очистка товаров – один из основных институтов международного права в области таможенного регулирования /А. Кожанков/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №4. – С. 45-50.
32) Козырин А. Н. Таможенное право России. Практикум. Издательство: Норма, 2009
33) Конвенция о международной организации гражданской авиации (Конвенция ИКАО) г. Чикаго, 1944
34) Коник Н. В. Таможенное дело. Учебное пособие Издательство: Омега-Л, 2010
35) Курочкин С. Преференции в потенции: первые шаги Таможенного Союза /С. Курочкин/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №3. – С. 10-11.
36) Логистика. Информационные системы и технологии / Сергеев В.И., Григорьев М.Н., Уваров С.А. М.: Альфа-Пресс, 2008
37) Международные контракты и расчеты. 2-е изд. перераб. и доп. / Михайлов Д.М М.: Юрайт-Издат, 2008
38) Омельченко С. Таможенный Союз – это актуально /С. Омельченко/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №1. С.4-5.
39) Основы таможенной логистики / Самолаев Ю.Н. М.: ИНФРА-М, 2008. Гриф УМО в области таможенного дела
40) Пансков В. Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. Издательство: Финансы и статистика, 2008
41) Панченко В.И. Валютное регулирование в таможенном деле. Учебное пособие для ВУЗов. Издательство «Троицкий мост»,2010
42) Романова О. Менеджмент в таможенном деле. Издательство: Энергия, 2008
43) Рутгайзер В. М. Таможенная стоимость и ее оценка. Издательство: Международная академия оценки и консалтинга, 2007
44) Самолаев Ю. Н. Основы таможенной логистики. Гриф УМО ВУЗов России. Издательство: Альфа, 2008
45) Свинухов В. Г. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. Гриф МО РФ. Издательство: Экономистъ, 2005
46) Слюсарь Н. Маленькие проблемы большого дела /Н. Слюсарь/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2009. - №12. – С. 38-40.
47) Слюсарь Н. Этапы большого пути /Н. Слюсарь/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №1. – С. 15-17.
48) Суздальцев А. Проблемы и перспективы Таможенного Союза ЕврАзЭС /А. Суздальцев/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №4. – С. 12-17.
49) Таможенное право Российской Федерации / под общей редакцией Шамахова В.А. М.: Софт, 2007
50) Таможенное право. 4-е изд., перераб. и доп. / Халипов С.В. М.: Юрайт-Издат, Высшее образование, 2009
51) Таможенные процедуры. Издательство: Благовест-В, 2008
52) Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров / Ершов А.Д. и др. М.: РИО РТА, 2007
53) Таможенный контроль / под общей редакцией Шамахова В.А. М.: Софт, 2006
54) Тимошенко И. В. Таможенное право России. Учебник для вузов. Издательство: Феникс, 2009
55) Халипов С. В. Таможенное право. Учебник. Издательство: Высшее образование, 2009
56) customs.ru
57) tks.ru
58) www.minfin.ru