Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Доктрина инновационного развития России.Нормативно-правовое содержание
Введение
В последние годы в различных странах основной целью общеэкономических программ стало развитие научно-технического и инновационного потенциала, создание и развитие национальных инновационных систем.
Россия, несмотря на очевидные конкурентные преимущества, состоящие в природных богатствах, научно-технологическом потенциале и высококвалифицированных кадрах, крупной научной базе, к сожалению, пока не смогла полностью перейти к новой парадигме развития.
12 ноября 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию фактически объявил начало нового курса, направленного на преодоление отсталости России через всестороннюю модернизацию, основанную на ценностях и институтах демократии. Глава государства предложил сделать шаг к "умной" экономике, производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям, отметив, что "благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности" . О необходимости модернизации экономики, улучшения инвестиционного климата и взаимодействия в сфере высоких технологий, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса говорилось также в Послании Президента РФ Федеральному собранию 30 ноября 2010 г.
Нельзя не отметить, что сегодня инновации в их самых разнообразных формах – предмет пристального внимания и многочисленных дискуссий на различных уровнях государственного управления и научных исследований , но большинство шагов, совершаемых в этом направлении, имеют разовый, одномоментный, узконаправленный характер, отсутствуют комплексность, системность подходов.
Примером может служить Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" . Закон, безусловно, нужный и своевременный, но носит частный, индивидуальный, несистемный характер. Многие отношения, нуждающиеся в правовом регулировании в связи с функционированием инновационного центра, остаются за пределами Закона, и, главное, не ясны полностью будущая экономическая модель центра, система управления им, статус участников инновационных проектов, ожидаемый экономический эффект. Кроме того, Закон вступил в силу при отсутствии базового закона об инновационной деятельности, поэтому многие важные понятия противоречивы, нуждаются в корректировке и уточнении. В частности, нелогично сформулировано определение исследовательской деятельности, непонятна юридическая природа нормативного акта "правила проекта" (ст. 2 Закона) и т.д.
При этом, как верно отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, "мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития" . Это означает, что требуется комплексный, системный подход, как в экономическом планировании, так и в правовом регулировании рассматриваемых отношений.
К сожалению, пока стоит признать, что государственная политика, связанная с регулированием данной сферы, в целом носит бессистемный, декларативный характер, не уделяется должного внимания проблеме соотношения публично-правовых и частноправовых начал, отсутствуют действенные механизмы реализации приоритетов научно-технологического развития. Это свидетельствует о том, что регулирование инновационной деятельности во многих аспектах является несовершенным и происходит без должного познания применяемых категорий и инструментов.
Целый комплекс проблем, связанных с правовой регламентацией отношений в области инновационной деятельности, до настоящего времени не имеет однозначного решения. К ним относятся недостаточное исследование и определение теоретических основ природы и признаков инновационной деятельности. Требует научного обоснования и уточнения понятийный аппарат в сфере инноваций .
В нормативных правовых актах отсутствуют единообразная терминология, обязательственно-правовой инструментарий, не определен статус субъектов инновационной деятельности, механизмы их поддержки. Общая "размытость" направлений государственной политики в области инноваций и множественность организаций, осуществляющих государственную поддержку инноваций и претендующих на получение данной поддержки, влекут за собой риск нерационального расходования бюджетных средств, недофинансирования научных исследований и невозможности осуществления координированной работы между органами государственной власти и субъектами инновационной деятельности.
Таким образом, актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена необходимостью анализа выявленных теоретических и практических проблем правового регулирования инновационной деятельности, потребностью в их научном осмыслении и законодательном разрешении.
Объектом настоящего исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования инновационной деятельности. Предмет исследования составляют правовые нормы федерального и регионального законодательства в сфере инноваций, практика их применения, проекты федеральных законов в данной области, а также концептуальные точки зрения правоведов и экономистов относительно правового наполнения доктрины (стратегии) инновационного развития России.
Целью дипломной работы является изучение и формирование теоретических основ правового регулирования инновационной деятельности, анализ возникающих в связи с этим проблем и разработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
- исследовать сущность и выявить основные признаки инноваций и инновационной деятельности;
- определить роль государства в стимулировании инновационной деятельности;
- провести анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России;
- дать оценку государственного воздействия на инновационную сферу;
- обосновать необходимость проведения целого ряда мероприятий по формированию национальной инновационной системы (НИС);
- сформулировать предложения по систематизации законодательства в сфере создания и внедрения инноваций.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка источников и литературы. Во введении отражены актуальность исследования, его предмет и объект, цель и основные задачи. В первой главе работы сформулированы теоретические основы анализа инновационной деятельности. Во второй главе проанализирована государственная инновационная доктрина и определены приоритеты инновационной политики Российской Федерации. В третьей главе выявлены недостатки существующих механизмов государственного регулирования инновационной сферы и предложены пути их устранения. В заключении сформулированы выводы исследования. В списке источников и литературы отражены научные работы и нормативно-правовые акты, использованные при написании диплома.
Теоретическая и практическая значимость настоящей дипломной работы заключается в том, что в работе проведен комплексный анализ механизма правового регулирования инновационной деятельности в России с учетом существующих проблем, произошедших в последнее время преобразований и принятых мер регулятивного воздействия на инновационную сферу со стороны государства, что позволило автору сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в данной области.
Инновационная деятельность – одна из наиболее динамичных, быстроразвивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Право же, как универсальный регулятор общественных отношений не может не отражать развитие научно-технического прогресса, современные тенденции и требования инновационного развития страны. С помощью основных функций права обеспечиваются упорядочение общественных отношений в этой сфере, определение правового режима новых объектов права и правового статуса субъектов, а также гарантируется защита прав и законных интересов лиц, использующих результаты научно-технического прогресса.
Российское законодательство в инновационной сфере сегодня несовершенно: оно характеризуется сильной раздробленностью, оторванностью одного нормативного акта от другого, отставанием от существующего правового массива по степени конкретизации и юридической технике. Большое количество нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов посвящено инновационной тематике, но нет базового закона в этой области отношений.
Заключение
По результатам проведенного в рамках настоящей дипломной работы анализа инновационного развития Российской Федерации можно сделать следующие выводы.
Основной предпосылкой устойчивого экономического прогресса наиболее развитых государств планеты в условиях глобализации является перевод национальных экономик на преимущественный выпуск наукоемкой продукции, обеспечение передовых позиций в этой области.
Под инновационной трансформацией российской экономики следует рассматривать процесс последовательного преобразования народного хозяйства, происходящий на основе глубокой интеллектуализации производства, в содержание которой заложено принципиальное изменение образовательного и профессионального уровня человеческого капитала, опирающееся на инновационные подходы к построению научных и промышленных технологий.
Национальная инновационная система Российской Федерации может быть определена как совокупность национальных, государственных, частных, общественных организаций и хозяйственных субъектов, а также механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий на основе соответствующей нормативно-правовой базы и в рамках проводимой государством политики.
Проанализировав публикации ученых по формированию национальной инновационной системы, представляется возможным сформулировать рекомендации по совершенствованию государственной политики России в условиях инновационной трансформации экономики в целях большей встроенности ее в мировое хозяйство. Они могут быть представлены следующим образом:
1. Завершение институционального реформирования сферы науки и высоких технологий в целях адаптации их к условиям рыночного хозяйства.
2. Организационная работа, направленная на устранение административно-бюрократических барьеров, подрывающих внутренний спрос на инновации.
3. Содействие активному развитию государственных научных центров и технопарков кластеров, формирование процедур финансирования ранних стадий инновационных исследований.
4. Законодательное и институционное, в том числе за счет налогового и тарифного льготирования, обеспечение всесторонней интеграции учреждений науки, образования и бизнеса.
5. Целенаправленная государственная социальная политика в сфере фундаментальной и отраслевой науки и исследований.
6. Комплексное ресурсное обеспечение системы развития науки и высоких технологий.
Однако, для достижения поставленных целей нужно, во-первых, сформировать терминологический аппарат. Это приоритетная задача, отмечаемая многими исследователями. Ее решение должно быть обязательно закреплено на законодательном уровне, т.е. система понятий в инновационной сфере, общая и для экономики, и для правоведения, должна быть сформулирована в едином нормативном правовом акте.
В том числе должны найти свое отражение такие понятия, как: "инновации", "инновационная деятельность", "субъекты инновационной деятельности", государственная инновационная политика", "национальная инновационная система" и др.
Во-вторых, создать эффективную правовую базу. Государственная инновационная политика определяет направления и приоритеты инновационного развития общества, степень соотношения рыночной и нерыночной составляющей экономического регулирования этой сферы, контролирует процессы стимулирования и ограничения технологий и т.д., выступая основанием для правового регулирования инновационных отношений.
Система правового регулирования инновационных отношений, к сожалению, на сегодняшний день в своем качественном полноценном состоянии еще не сформирована. На начальном этапе становления таких отношений в условиях несовершенства не только правовых, но и организационных условий для их развития важным средством на пути создания правовой основы для государственной инновационной политики и инновационного развития общества становятся стратегические и программные документы.
Вместе с тем, очевидно, что только федеральный закон может в полной мере выполнить функцию "интегратора" всего пространства инновационного развития в российской экономике, обеспечить единообразно благоприятные условия для инновационной деятельности на всей территории страны, что позволит стимулировать взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности, их кооперацию, реализацию и продвижение инновационных разработок до стадии их практической реализации.
Поэтому представляется необходимым принять Закон "Об инновационной деятельности в РФ" и закрепить в нем четкий понятийный аппарат в области инноваций, а также перечень объектов инновационной деятельности либо критерии, позволяющие признать тот или иной объект инновацией, а также дать определение перечня форм поддержки развития инновационной деятельности.
Помимо Закона "Об инновационной деятельности в РФ" необходимо принять еще целый ряд законодательных актов, касающихся, в частности, вопросов промышленной собственности и развития технологий, что должно обеспечить создание и функционирование полноценного рынка интеллектуальной собственности. Прежде всего, необходимо в кратчайшие сроки принять Федеральный закон "О промышленном развитии" и дополнить Налоговый кодекс РФ нормами по налоговому стимулированию инновационной деятельности. Также должны быть подготовлены и приняты в ближайшей перспективе еще ряд Федеральных законов: "Об инновационной инфраструктуре", "О нематериальных активах", "О венчурном финансировании", "Об обороте прав на технологии военного, специального и двойного назначения". Кроме того, в нормах Гражданского кодекса РФ должны быть устранены системные коллизии в определении правовых режимов интеллектуальных прав.
Упорядочение законодательного регулирования правовых режимов инновационных продуктов, вне всякого сомнения, окажет стимулирующее воздействие на процессы создания и последующего использования инноваций.
Источники и литература
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст (с учетом поправок, внесенных 30.12.2008) // Российская газета, 2009, № 7.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5496; 2011, № 50, ст. 7364.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2012, № 14, ст. 1545.
4. Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4602.
5. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (ред. от 28.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 40, ст. 4970; 2011, № 49 (ч. 1), ст. 7017.
6. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 31, ст. 3923.
7. Федеральный закон от 19.07.2007 № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 3991.
8. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 06.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 2011, № 45, ст. 6321.
9. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (ред. от 26.01.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 10, ст. 1226; 2012, № 6, ст. 666.
10. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 216.
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 47, ст. 5489; 2009. № 33, ст. 4127.
12. Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 № 838-р "Об утверждении сводного плана мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 25, ст. 2747.
13. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7 // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс".
14. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс".
15. Решение № 475 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества "О Концепции создания Евразийской инновационной системы" (Принято в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009). [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс.
16. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс".
17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 // Российская газета, 2010, № 271.
18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 // Российская газета, 2009, № 214.
Используемая литература
19. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие. М.: Анкил, 2003.
20. Баркер А. Алхимия инноваций / Пер. с англ. А.Р.Ханукаева. М.: ООО "Вершина", 2004.
21. Белицкая А.В. Инновации и инновационная деятельность: проблема определения и правового закрепления // Предпринимательское право. 2011. № 3.
22. Борисов О.И. Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах // Налоги. 2011. № 3.
23. Васильев С.В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансовое право. 2008. № 9.
24. Волынкина М.В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. 2006. № 4.
25. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: Проблемы теории. М.: Аспект Пресс, 2007.
26. Волынкина М.В. Правовой инновационный опыт регионов // Журнал российского права. 2006. № 5.
27. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000.
28. Глазьев С.Ю. Состоится ли переход российской экономики на инновационный путь развития? // Российский экономический журнал. 2008. № 1.
29. Городов О.А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб.: Изд-во Юридическая Книга, 2008.
30. Грибанов Д.В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. № 4.
31. Грищенков А.И., Глушак Н.В. Состояние и перспективы развития инновационной сферы в России // Вопросы экономики и права. 2011. № 1.
32. Гутников О.В. Договоры, направленные на внедрение инноваций // Договоры в предпринимательской деятельности / Отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М.: Статут, 2008.
33. Гутников О.В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности // Законодательство и экономика. 2006. № 10.
34. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей / Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003.
35. Евсеева Л.А. Правовое регулирование инновационной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
36. Ерешев Д.Е. Законодательство стран СНГ об инновационной деятельности и проблемы его совершенствования // Юридический мир. 2006. № 4.
37. Журавлева О.О. Правовые принципы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере // Журнал российского права. 2010. № 5.
38. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. СПб.: Наука 1997.
39. Звездкина А.С. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
40. Иванова Н.И. Бумажный тигр (о проекте МЭР "Инновационная Россия-2020") // Инновации. 2011. № 2.
41. Иванова Н.И. Уходя, тушите свет // Эксперт. 2008. № 44.
42. Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский юридический журнал. 2011. № 1.
43. Кизимов А.С. Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансы. 2008. № 7.
44. Кондакова И.В. Правовая реформа инвестиционной деятельности путем инновации и новации на Украине, в Республике Беларусь и Российской Федерации // Общество и право. 2008. № 3.
45. Коновалов В.М. Инновационная сага. М: Издательский дом "Вильямс", 2005.
46. Конюхова Т.В. К вопросу о проекте Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" // Реформы и право. 2009. № 3.
47. Кто, как и почему тормозит принятие Закона "Об инновационной деятельности" в Государственной Думе. [Эл. ресурс]. URL: http://www.eifgaz.ru/innozakon41-10.htm
48. Курнышева И., Сулейменов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист. 1994. № 10.
49. Лопатин В.Н. Государство и интеллектуальная собственность: переход к инновационной экономике // Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных трудов. Т. 1 / Под ред. В.Н. Лопатина. Юрайт, 2008.
50. Магура М.И. Инфраструктура инноваций // Управление персоналом. 2010. № 18.
51. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // "Налоги" (журнал). 2009. № 5.
52. Маренков Н.Л. Инноватика. М.: Ком Книга, 2005.
53. Марков В.В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности их применения: Автореф. дис. … канд. эк. наук. СПб., 2010.
54. Медведев Д.А. Россия, вперед! // Известия. 11.09.2009. № 167.
55. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002.
56. Мусаева Х.М., Иманшапиева М.М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2011. № 8.
57. Нанба С.Б., Мещерякова М.А. Юридические аспекты поддержки инноваций в экономическом развитии // Журнал российского права. 2010. № 4.
58. Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал российского права. 2009. № 8.
59. Новая экономика. Инновационный портрет России. М.: Центр стратегического партнерства, 2010.
60. Опалева О.И. Некоторые аспекты государственного воздействия на инновационное развитие экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 24.
61. Полная стенограмма заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации в городе Дубне (18.04.2008). [Эл. ресурс]. URL: http://www.sbras.nsc.ru/presidium/detaill.php?&ID=3235
62. Пономарева Н.В., Голубцова Е.В. Налоговое стимулирование инновационных предприятий // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 4.
63. Посталюк М.П. Обеспечение и регулирование инновационных отношений в экономической системе. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003.
64. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России. 2009. № 4.
65. Российские технологии возвращают утерянные позиции [интервью с Н.П. Алешиным] // Газовая промышленность. 2011. № 1.
66. Российский инновационный кодекс / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ "Высшая кола экономики", 2011.
67. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.
68. Россия в цифрах, 2011: Краткий статистический сборник / Росстат. М., 2012. [Эл. ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_11/Main.htm
69. Россия в цифрах, 2010: Краткий статистический сборник / Росстат. М., 2011. [Эл. ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_11/Main.htm
70. Семенова А. Проблемы инновационной системы России // Вопросы экономики. 2005. № 11.
71. Семко А.М. Основы правового регулирования венчурного инвестирования в России и за рубежом // Предпринимательское право. 2011. № 3.
72. Сурин А.В., Молчанова О.П. Механизмы реализации государственной инновационной стратегии: проблемы и пути совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11.
73. Татаркин А.И. Состояние и проблемы активизации инновационного развития экономики России // Интеллектуальные ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики. Кадры и технологии: Тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2009. Т. 1.
74. Трофимов С.В. Правовое обеспечение инновационного развития промышленного производства. Иркутск: БГУЭП, 2010.
75. Трубицына Н.О. Понятие и виды инноваций // EKportal.ru. 19.12.2008. [Эл. ресурс]. URL: http://www.ekportal.ru/page-id-713.html
76. Трушин А.В. Мировой опыт реализации инновационных стратегий и пути его адаптации в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007.
77. Федорцова Р.П. Элементы налоговой политики организации по инновационной деятельности // Налоги. 2011. № 3.
78. Феоктистова Т.В. Проблемы и перспективы налогового стимулирования инновационных процессов в России // Налоги и финансовое право. 2011. № 7.
79. Фисунов С. Отраслевые аспекты развития российского экспорта // Новости российского экспорта. 2011. № 12.
80. Фоломьев А.Н. Государственная научно-техническая и инновационная политика. В сборнике: Инновационный тип развития экономики. М.: РАГС, 2005.
81. Фролова Н.М. Субъекты патентного права России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.
82. Хабриева Т.Я. Правовое измерение научного прогресса // Журнал российского права. 2009. № 8.
83. Церенова К.Н. Налоговая составляющая инновационной деятельности // Налоги и налогообложение. 2008. № 5.
84. Цимерман Ю.С. Государственная корпорация – специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. № 10.
85. Цимерман Ю.С. Роль государства в инновационном проекте "Сколково" // Право и экономика. 2011. № 1.
86. Шадрина Т.В. Субъекты инновационной деятельности // Юрист. 2005. № 8.
87. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007.
88. Ярцева С., Лукьянова Т., Салгириев М. Методологические основы инновационного процесса в управлении персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 9.