Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Аудитория СМИ России: состояние, тенденции, перспективы
Введение
Журналисту, для того, чтобы иметь успех у читателя, пользоваться у него популярностью и доверием, вызывать живой интерес своими публикациями, нужно в первую очередь хорошо представлять себе свою целевую аудиторию. Образ «своего» читателя, как правило, формируется у каждого издания. И чем лучше каждый журналист будет знаком с аудиторией тех или иных СМИ, тем проще будет ему ориентироваться в поле журналистской деятельности, найти свою аудиторию, которая бы принимала и понимала его, была ему родственна и близка. В связи с вышесказанным можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу дипломной работы на тему «Аудитория СМИ России: состояние, тенденции, перспективы».
Объектом данного исследования являются СМИ.
Предметом – аудитория СМИ России.
Целью исследования является анализ состояния, тенденций и перспектив аудитории СМИ России.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть аудиторию СМИ как социальный феномен;
- обратиться к методам изучения аудитории СМИ;
-дать характеристику современной аудитории СМИ России, остановив внимание на Интернет-СМИ;
- обозначить основные тенденции информационного поведения аудитории российских СМИ.
В процессе написания дипломной работы использовался метод теоретического анализа научной литературы по проблеме, метод социологического опроса. В основе работы лежит метод системного типологического анализа. Он предполагает изучение объектов с позиций выявления общих (типических) и особенных (профильных) черт. При изучении генезиса методов исследования аудитории СМИ применялся системно-исторический анализ.
Опишем структуру исследования. В нём можно выделить введение, основную часть (состоящую из двух глав), заключение.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.
Первая глава освещает теоретико-методологические подходы к исследованию аудитории СМИ.
Аудитория СМИ рассматривается как социальный феномен. Рассматриваются предпосылки социологического изучения массовых аудиторий СМИ, выделяются количественно-качественные характеристики, типы аудитории СМИ. Рассматривается становление методов и процедур изучения аудитории СМИ.
Во второй главе наше внимание останавливается на Интернет-СМИ как объекте рассмотрения портрета аудитории на современном этапе развития СМИ. Представляются основные тенденции информационного поведения аудитории российских СМИ.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.
Динамика развития общества и СМИ, развитие информационных технологий привели к трансформации ролей журналистов и аудитории в современном информационном пространстве. Возможность оставить свой комментарий под журналистским материалом оказалась весьма притягательной для потребителей медиаконтента, а это, в свою очередь, предоставило ряд преимуществ Интернет-изданиям перед традиционными средствами массовой информации. Модель СМИ, ориентированная на активную он-лайн взаимосвязь с пользователем, оказалась востребованной пользователями и коммерчески успешной. Потенциалом установления обратной связи с аудиторией обладают все СМИ. Однако Интернет-издания находятся в более выгодной позиции: круглосуточная работа сайтов, доступность, максимально широкий охват аудитории, интерактивность, мультимедийность, обновляемость, неограниченное количество информации, экономичность и информационная свобода – все эти возможности могут быть эффективно использованы редакциями Интернет-СМИ для укрепления взаимосвязи с аудиторией. Но обязательным требованием в этой ситуации является понимание и учет редакциями Интернет-СМИ тех изменений, и количественных, и качественных, которые произошли с потребителями журналистской информации.
Заключение
Аудитория СМИ — устойчивая совокупность индивидов, возникшая на основе общности их информационных интересов и потребностей (обусловленных их социальной принадлежностью), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей
Аудитория как объект исследования изучается обычно в следующих своих характеристиках:
- состав и структура;
- потребление информации (факт обращения к СМИ, регулярность и интенсивность использования, реально выбираемые каналы, издания и т. п.);
- мотивы потребления и представления о функциях СМИ;
- аудиторные потребности и интересы (проблемно-тематические, жанровые стилистические и пр.);
- уровень удовлетворенности СМИ;
- активность во взаимодействии со СМИ (на уровне контактов и реального участия в работе СМИ);
- эффекты воздействия на аудиторию.
Наиболее общими характеристиками аудитории являются: социально-демографическая (структура по полу, возрасту, образованию, семейному положению, месту жительства, уровню доходов, национальности, вероисповеданию, социальному статусу), социально-профессиональная (род занятий, характер и содержание труда, уровень квалификации, должность), социально-психологическая.
Аудитория СМИ — чрезвычайно сложный социально-духовный феномен. С одной стороны, определенные ее качества детерминированы социально-экономической и политической структурой общества, и с этой точки зрения она является специфическим социальным образованием.
Схема изучения аудитории печатных СМИ включает пять направлений: «читательский профиль», «тематическая селекция», «изучение негативной установки на чтение прессы», «анализ психологической мотивации читательского выбора», «сравнительный анализ журналистского и читательского восприятия прессы».
СМИ XXI века все меньше ориентируются на общественный и все больше на частный интерес, в значительной степени детерминируются рыночным характером экономики. Содержание СМИ развлекательного характера стало ключевым элементом рыночной экономики потому, что на его основе возникла наиболее эффективная система рекламоносителей.
Итак, рассматривая сегодняшние российские масс-медиа, можно констатировать, что они все больше становятся средством развлечения аудитории. Нежелание российских масс-медиа реализовывать важные функции СМИ - информационную, просветительскую, мобилизационную, партиципарную, их концентрация только на рекреационной, может привести к серьезнейшим дисфункциям в политической, культурной и экономической жизни России. Нарастает отчуждение между институтом СМИ и другими социальными институтами, которые в совокупности представляют аудиторию.
На информационном рынке возникла принципиально новая ситуация, когда издания повседневного интереса, бульварные, рекламные, спортивные издания, женские и молодежные журналы (у нас, к сожалению, практически нет молодежных газет) лидируют. Серьезная общественно-политическая пресса имеет небольшие тиражи и читается относительно небольшой частью аудитории. С одной стороны, это естественно, с другой стороны, тревожит тот факт, что массовый читатель от нее отвернулся. Тут много причин, связных с финансовыми проблемами читателей, формой подачи публикаций. Но, может быть, одна из главных – эти газеты не слышат или не хотят слушать и знать, что волнует народ.
Литература
1. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. – М.: МарТ, 2008.
2. Багдикян Б. Монополия средств информации. – М: ИНФРА-М, 2009.
3. Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М., 2002.
4. Березин И. Что мы покупаем. Крупнейшие потребительские рынки России. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.
5. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий. – М.: Искусство, 2002.
6. Вартанова Е., Смирнов С. Российское ТВ на рынке СМИ: события и тенденции // Меди@льманах. - 2011. - № 2 (19). - С. 12–21.
7. Галисиан М. Product Placement в средствах массовой информации. Новые направления в теории и практике маркетинга, тенденции развития и эволюция этики. - М., 2007.
8. Гладышева Е.В. СМИ и современная аудитория: отчуждение или стремление к компромиссу? // Конференция «Ломоносов». – 2011.
9. Грабельников А.А. СМИ постсоветской России: пятнадцать лет спустя. – М: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2008.
Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян эпохи Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. – М., 2001. – Кн. 1.
Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и направления исследования. – М.: Наука, 1987.
10. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Издательского Уральского университета , 2009.
11. Дмитриева Е.И. Социология журналистики. – Мн.: БГУ, 2001.
12. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М., 1998.
13. Евстафьев, В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия / В.А. Евстафьев. – М.: ИМА-Пресс, 2010.
14. Егоров, В.В. Телевидение между прошлым и будущим / В.В. Егоров. – М.: Искусство, 1999.
15. Егоров, В.В. Телевидение: теория и практика / В.В. Егоров. – М.: 1993.
16. Интервью с профессором Д. МакКвейлом // Журналистика и медиарынок – 2005. - № 11. – С. 22-23.
17. Исследования СМИ: методология, подходы, методы / Сост. И.Д. Фомичева. – М.: МГУ, 2011.
18. Кирия И.В. Методика научных исследований СМИ. – М.: МГУ, 2008.
19. Козлов А.В. Методы и направления изучения аудитории средств массовой информации. – Львов, 1999.
20. Корнилов, Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов: Издательство Ростовского ун-та, 1999.
21. Кузнецов, Г.В. Конец ХХ века: в России телереволюция // Журналист. - 1999. - №11.
22. Ольховников А.В. Построение показателей аудитории средств массовой информации. Дисс. на соиск.уч. ст. канд. социолог. наук. - М., 1990.
23. Полякова Н. XX век в социологических теориях общества. - М.: Академия, 2004.
24. Реальная Россия // Эксперт. - 2010. - № 19.
25. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад. 2008 // www.fapmc.ru
26. Свитич Л.Г. Социология журналистики. – М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2005.
27. СМИ и политика / Под ред. Л. Реснянской. – М.: АспектПресс, 2008.
28. Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения. – М.: Наука, 1984.
29. Современная пресса. Теория и опыт исследования. Ежегодник 2008. – М.: ВК, 2008.
30. Фомичева, И. Аудитория печатных СМИ // Средства массовой информации в России. – 2008.
31. Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. – М., 1976.
32. Фомичева, И. СМИ среди социальных коммуникаций в Интернете // СМИ пространстве Интернета. – 2008.
33. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб., 2000.
34. Шариков А. Отечественное телевидение // Независимые медиаизмерения. - 2008. - С. 7-12.