Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь интрагруппового статуса старшеклассников с гендерными стереотипами(1 глава диплома)
Введение
Актуальность. На современном этапе развития общества социокультурные стереотипы являются центром внимания ученых самых различных специальностей, среди них можно выделить социологов, психологов, политологов и т.д. В последние десятилетия данная тематика разрабатывается как западноевропейскими, американскими учеными, так и российскими деятелями науки.
Проводя литературный обзор по данной теме, учитывающий результаты научных работ по теме функционирования социокультурных стереотипов охватывающих результаты исследования как американских, западноевропейских, так и отечественных ученых, нужно отметить, что направленность данных исследований в большей степени построена не по территориальному принципу, а по проблемно-тематической направленности, а также концептуальных основ изучения этой темы.
Научная новизна:
1. Обоснованы социально-психологические аспекты поведения старшеклассников, определены и обоснованы сущность аспекта, содержание и условия успешной реализации старшеклассника в группе.
2. Исследованы социально-психологические проявления личностных качеств старшеклассника в соответствии с его гендерными стереотипами.
Проведен формирующий эксперимент, в ходе которого разработаны и апробированы модели гендерного поведения старшеклассников в соответствии с их представлениями о гендерных характеристиках противоположного пола.
Теоретическая значимость: Формированию стереотипных гендерных ролей способствует дифференцированное отношение преподавателей к учащимся разного пола. Согласно проведенным исследованиям в школах разных стран, выявлены следующие закономерности, так мальчикам уделяется больше внимания, в отличие от девочек, внимание которым отводится на 20% времени меньше. На практических занятиях мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писать протокол; учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу. [15]
Практическая значимость: Половая стереотипия существует в любом обществе, хотя ее содержание не является неизменным. Анализируя положение дел в современном обществе, нужно отметит, что по отношению к половым ролям, мальчики являются более стереотипизироваными по сравнению с девочками. Поэтому изучение взаимосвязи между статусом старшеклассника в группе и его гендерными стереотипами является социально значимой характеристикой, позволяющей оценить поведение молодого человека в обществе, в группе.
Объект: Гендерные стереотипы старшеклассников.
Предмет: Взаимосвязь гендерных стереотипов с интрагрупповым статусом у старшеклассников.
На современном этапе развития психологии, все больше ученых поддерживают мнение представителей психологии пола, о том, что основная роль в формировании психического пола и гендерной роли принадлежит социальным ожиданиям общества, которые возникает на основе конкретной социально-культурной матрицы, находящей свое отражение в процессе воспитания. Также стоит отметить, что усвоение психологического, социального пола происходит в процессе воспитания и играет значительную роль, по сравнению с биологическим полом. [3]
В современном обществе существуют проблемы личности, связанные с усвоением ролей мужчины и женщины, на решение данных проблем, в частности, социализацию мальчиков и девочек, оказывает влияние процесс гендерных стереотипов. Так для девочек, воспитывающихся в современном обществе, необходимо усваивать одновременно и роль женщины и роль профессионала в какой-то области, причем вопрос об их иерархии остается открытым. Этот процесс социализации происходит с раннего детства и учитывает как семейный опыт, так и информацию, передаваемую через СМИ.
При этом отметим, что воспитание мальчиков, формирование их мужского типа, а также выполнение ими как мужской, так и профессиональных ролей, рассматривается как тождественными. Е.Б.Бирюченко отмечает, что «женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкой. Существующее противоречие в современной социокультурной ситуации: существующие стереотипы толкают мальчиков на пассивность, а девочек – на гиперактивность и доминантность, хотя им предстоит жить в обществе, ориентированном на традиционные полоролевые стандарты». [4]
Цель работы: выявить наличие взаимосвязи при проявлении гендерных стереотипов с интрагрупповым статусом у старшеклассников
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данному вопросу.
2. Дать характеристику термину «гендер».
3. Выявить, характерные для старшеклассников, проявления стереотипов связанных с их гендерными особенностями.
4. Провести исследование в соответствии с темой работы.
Общая гипотеза: предполагается, что в зависимости от интрагруппового статуса и старшеклассников будут выявлены различия в структуре и содержании гендерных стереотипов.
Частная гипотеза:
1. У старшеклассников с низким статусом в стереотипах относительно противоположного пола будут доминировать отрицательные качественные характеристики с преобладанием андрогинных черт.
2. У старшеклассников со средним статусом стереотипы относительно противоположного пола будут характеризоваться смешением содержания стереотипов учащихся с низким и высоким статусом.
3. У старшеклассников с высоким статусом в стереотипах относительно противоположного пола будут доминировать положительные качества с преобладанием приписывания качеств, адекватных противоположному полу.
Психологические исследования подтверждают тот факт, что посторонние люди в большей или меньшей мере воспринимают детей на основе общепринятых гендерных стереотипов. Родителям известны особенности своего ребенка, его возможности, и они уделяют соответственное внимание. Посторонние люди ожидают, что ребенок должен вести себя в соответствии со своим полом. [22, 5]
В подростковый период одаренные девочки оказываются перед выбором: дальнейшее развитие своих способностей или предпочтение потребности быть принятой ближайшим социальным окружением. Из-за большей чувствительности к ожиданиям окружающих одаренные девочки рано понимают, каковы приоритеты для женщины в представлениях современного общества. [12]
Суммируя выше сказанное, можно отметить, что гендерная социализация девочек во время школьного обучения способствует формированию у них определенных внутренних состояний, которые затрудняют их личностную и профессиональную самореализацию. Среди таких состояний выделяют боязнь неудачи, боязнь утраты женственности, отсутствие напора в достижении цели, боязнь общественного отрицания.
В основном, усвоение ролей и правил поведения детьми усваивается из телевизионных передач, интернета, журналов и других средств массовой информации. Воспринятое содержание из средств массовой информации оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствует формированию определенных ценностей и образцов поведения. [22] Некоторые исследователи считают, что телевидение играет такую же роль, как и родители, в процессе гендерной социализации.
Женские и мужские образы в телевизионных программах в большинстве случаев сильно стереотипизированы. Мужчина представлен всегда предприимчивыми, деловым, активным. Женщина выглядит привлекательной, заботливой, зависимой. Особенно это касается образов мужчин и женщин в рекламных роликах. [22]
При изучении рекламы И.Н. Тартаковская отметила, что женщины чаще всего представлены либо в качестве прилежной домохозяйки, либо в качестве сексуально-эстетического объекта, который за счет приобретения какой-либо вещи становится еще неотразимей. Если женщина представлена в роли эксперта, то чаще всего в области косметики, или модной одежды.
Реклама передает установившийся в обществе старый миф о том, какими должны быть мужчины и женщины. Настоящий мужчина должен быть творческой личностью, профессионалом своего дела, способным принимать решения и одерживать победы в одиночку. Его действия влияют на изменения окружающего мира.
Настоящая женщина должна сопровождать настоящего мужчину, является дополнительной наградой за его победы. Согласно рекламе, она зависимое, домашнее, нежное, ранимое существо. Однако она так же должна быть умной, творческой личностью, для которой достаточно иметь привлекательную внешность и уметь следить за домашним уютом.
«Повторяя эти примитивные патриархальные образы, бесчисленное множество раз в разных вариантах, сегодняшняя российская реклама работает на усиление гендерных стереотипов, которые в нашей культуре и без того достаточно консервативны. И в этом ее крайне негативная роль». [21]
Очень сложно и трудно не поддаться воздействия рекламы и других средств массовой информации, так как оно осуществляется не прямо, а через наше подсознание. Однако, нужно так же отметить, что через книги, газеты, учебники, рекламу, телепередачи мы получаем информацию, которая соответствует видению истинного предназначения женщины в обществе, заключающегося в выполнении материнских обязанностей и функций создания комфорта и уюта.
Итак, дети в процессе своего развития и взросления сталкиваются с социальной реальностью, которая разделена на «мир женщин» и «мир мужчин», и, соответственно, в этих мирах преобладают разные «правила игры».
Работа различных социальных институтов направлена на то, чтобы сформировать нормы, стандарты «правильного» поведения мужчин и женщин.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре // Социальная ситуация развития мальчиков и девочек в современной России. - М.: 2000. - С.229-251.
2. Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека//Социальная реальность, 2007, № 6.
3. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
4. Бирюченко Е.Б., Дергачева Е.В. Особенности личностных установок у подростков, воспитывающихся в неполных семьях // Вестник КАСУ. - №3. – 2007.
5. Виноградова Т., Семенов В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. - № 2. – 69 с.
6. Дугин А. Г. Социология пола (Структурная социология) // Структурная социология. - М. - 2010.
7. Захаров, А. И. Растут в семье мама и папа / А. И. Захаров – М.: Московский рабочий, 1978. – 50 с.
8. Захарова И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка / И. В. Захарова // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 140-142.
9. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
10. Калабихина И.Е. Социальный пол и проблемы населения. - М.: Менеджер, 1995. – 150 с.
11. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
12. Коенен-Хютер Ж. Эмансипация женщин: общеевропейский подход // Высшее образование в Европе. 1991 – 67 с.
13. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освещение повседневности. - М.: Психотерапия, 2007. – 528 с.
14. Кон И.С. Ребенок и общество. / Под ред. Ю.А. Асеева – М.: Академия, 2003. - 429 с.
15. Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов. // Женщина в российском обществе. – 3-4. – 2002.
16. Культурология: Учебник. / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.
17. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии, 1996, № 2, с.31-42.
18. Резничук Л.В. Гендерные установки как психологическая структура социального поведения человека. // Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, МАПН, 2008 – 368 с.
19. Сидорова Л.А. К вопросу методологической основы исследований социальных ролей женщин. // Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, МАПН, 2008 – 368 с.
20. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1998 - 688 с.
21. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в российской телевизионной рекламе // Семья, гендер, культура. – 2004. – 397 с.
22. Клецина И.C.Гендерная социализация. Учебное пособие СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 92 с.
23. http://festival.1september.ru/articles/524024/ Общепедагогические технологии. Гендерная социализация школьников. Н.Н. Яковлева, О.Б. Ковырзина
24. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, МАПН, 2008 - 368с.
25. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. – Москва, ЭКСМО, 2011 - 120с.
26. Захарова И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка [Текст] / И. В. Захарова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 140-142.