Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Лечебная гимнастика и гидрокинезотерапия детей грудничкового возраста с диплазией тазобедренных сустовов
Введение
Актуальность темы исследования. Врожденная патология тазобедренных суставов (дисплазия, вывих, подвывих) занимает одно из первых мест среди врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и по данным различных авторов диагностируется в 0,15-4,45% случаев (Краснов А.И., Камоско М.М., 2003; Кралина С.Э., 2006; Леванова И.В., 2007; James T., McEwen G.D., 2000; Guille J.T., 2001; Murray K., 2001).
Актуальность исследуемой проблемы связана с тем, что наиболее полное восстановление анатомических структур и функций тазобедренных суставов у детей происходит при ранней диагностике и лечении заболевания (Гурьева Н.В., 2002; Морозов А.К., Кузнечихин Е.П., 2003; Волошин С.Ю., 2005; Wenger D.K., Wilkinson J.A., 2002; Mubarak K.S., 2003). По данным ЦИТО им. Н.Н.Приорова лечение, проведенное в первые месяцы жизни, дает до 90% хороших результатов, во втором полугодии жизни – до 78%, тогда как при оперативных методах вправления головки бедра удовлетворительные результаты удается достигнуть не более, чем у 50% (Грибанова И.В., 2002; Малахов О.А., 2006).
Анатомические, трофические и функциональные нарушения в тазобедренном суставе без адекватного лечения прогрессируют с ростом ребенка, приводят к тяжелым вторичным структурным изменениям сустава, вызывают нарушения функции опоры и движения, при этом возникают изменения положения таза, искривление позвоночника, развитие деформирующего остеохондроза и коксартроза у подростков и взрослых с последующей инвалидизацией уже в молодом возрасте (Норкин И.А., 2000; Поздникин Ю.И., 2002; Бахтеева Н.Х., 2003; Кувин С.С., 2004; Соколовский О.А., Цыганкова Е.Е., 2005; Weinstein S.L., 1999; Pizzutillo P.D., 2000).
Недоразвитие анатомических структур, слабость связочно-мышечного аппарата, остающиеся к началу ходьбы ребенка, даже при рано начатом лечении, в 5-20% случаев не приводят к стабильному удержанию головки бедра в вертлужной впадине и в 60% случаев нестабильность сочетается с повреждением элементов сустава и ишемическими нарушениями вследствие применения неадекватных ортопедических и восстановительных методов лечения (Бовтунова А.З., 2000; Крестьяшин В.М., Литенецкая О.Ю., 2003; Волков А.М., Попов В.В., 2004; Ганькин А.В., 2007; Suzuki S., 1999; Feller N., 2000).
Реабилитация детей первого года жизни с врожденной патологией тазобедренных суставов должна быть ранней, систематической, дифференцированной и комплексной. При выявлении дисплазии или врожденного вывиха бедра общепринятым в реабилитации является метод раннего функционального лечения, предполагающий достижение вправления и поддержание оптимальных условий для развития вертлужной впадины и головки бедра. При этом важно учитывать возможность использования мануальных технологий, направленных на устранение нарушений кровоснабжения в диспластичном суставе и стимуляцию оссификации ростковых зон. Восстановление анатомических соотношений, компенсация статико-динамических функций поврежденных суставов избавит ребенка от тяжелых осложнений и во многом определит его дальнейшую судьбу (Кожевников О.В., 2000; Колеганова Т.Б., Еремушкин М.А., 2003; Гришин А.А., 2005; Dessaint J.P., 2006; Willard F., Carrei J., 2007).
Цель исследования: разработать комплекс упражнений и научно обосновать его.
Объект исследования: разработанная программа для лечения дисплазии тазобедренных суставов у детей.
Предмет исследования: разработанный комплекс упражнений на суши и в воде.
Гипотеза: внедрение данной методики позволит более эффективно лечить нарушения, рассматриваемые в данной работе.
Практическая значимость: может быть использована в лечении заболевания и профилактике заболевания.
Теоретическая значимость: позволяет получить фактические данные, объясняющие эту методику.
Научная новизна: определяется тем, что получены:
- новые данные в методики лечения
- показаны основные направления использования научной информации.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются труды на основе статистических данных.
Положения выносимые на защиту:
- экспертная оценка данной методике в лечении заболевания
- показатели активности выздоровления при применении данной методики.
Прежде всего обращают внимания на симметричность кожных складок бедра, имея в виду то, что при двусторонней патологии этот признак может быть и не виден. Асимметрия кожных складок более информативна у детей старше 2-3-х месячного возраста. Кожные складки при врождённом вывихе бедра располагаются на разных уровнях, отличаются глубиной и формой. Диагностическое значение имеют: ягодичные, подколенные и паховые складки. На стороне подвывиха или вывиха они глубже и их больше. Этот симптом наблюдается у половины больных детей и «сам по себе» диагностического значения не имеет.
Часто наблюдаемая асимметрия кожных складок на бедре, особенно у новорождённых, диагностического значения не имеет, она встречается у совершенно здоровых младенцев.
надёжным диагностическим критерием является феномен укорочения бедра за счёт заднего смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины. Он указывает на самую тяжёлую форму дисплазии тазобедренного сустава — на врождённый вывих бедра. Тест считается положительным, если у лежащего на спине ребёнка с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, колено на больной стороне располагается ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что дисплазия тазобедренного сустава может проявляться в самых разных формах. Различают три основные формы дисплазий:
- дисплазию вертлужной впадины — ацетабулярную дисплазию,
- дисплазию проксимального отдела бедренной кости
- ротационные дисплазии.
При дисплазии существенно изменяется форма, взаимоотношение и размеры структур тазобедренного сустава. Развитие тазобедренного сустава происходит в процессе тесного взаимодействия головки бедра и вертлужной впадины. Распределение нагрузки на костные структуры определяет ускорение или замедление костного роста, определяет в конечном результате форму и головки бедра и вертлужной впадины, а также геометрию сустава в целом
Диагностика дисплазии тазобедренных суставов у детей первого года жизни должна проводиться дифференцированно, в зависимости от возрастных характеристик и степени тяжести нарушений (дисплазия, подвывих, вывих). Алгоритм диагностики у детей до 3 мес. состоит из клинико-функциональных показателей и ультрасонографических исследований. Алгоритм диагностики у детей старше 3 мес. включает клинико-функциональные и инструментальные исследования – рентгенографию тазобедренных суставов, УЗИ шейного и пояснично-крестцового отделов позвоночника, дуплексное сканирование сосудов нижних конечностей (по показаниям).
Разработанная и предложенная программа восстановительного лечения детей грудного возраста с врожденной патологией тазобедренных суставов, включающая ортопедическую коррекцию, дифференцированный массаж, лечебную гимнастику с фитбол-терапией и лечебным плаванием, а также методы мануальной терапии, существенно ускоряет процесс консервативного лечения, предотвращает прогрессирование заболевания, развитие как ранних, так и поздних осложнений, не нарушая формирования статико-динамических функций ребенка первого года жизни.
Ортопедическая коррекция проводилась отводящими шинами, длительность лечения в отводящих шинах зависела от степени дисплазии структур тазобедренного сустава и контролировалась рентгенологическими исследованиями.
Длительное нахождение ребенка в нефизиологическом положении с ограничением возможности активных движений отражается на тонусе мышц и развитии локомоторных навыков. Поэтому важным компонентом лечения врожденной патологии тазобедренных суставов являются адекватные реабилитационные мероприятия.
Массаж и лечебная гимнастика проводились дифференцированно с учетом возраста ребенка после тепловых процедур (сухое тепло в течение 15 мин. на область приводящих мышц бедер) курсами, один курс включал 15 сеансов массажа и гимнастики. В лечебной гимнастике кроме традиционных упражнений использовалась фитбол-терапия, которая применялась не только локально на область тазобедренного сустава, но и воздействовала на весь организм ребенка, стимулируя психомоторное развитие согласно возрасту. Фитбол-терапия проводилась в виде упражнений лечебной гимнастики в различных исходных положениях два раза в неделю в течение 2,5-3 месячного курса реабилитации.
Лечебное плавание использовалось благодаря физическим свойствам воды, которые эффективно решают корригирующие задачи (выталкивающая сила воды, гидростатическое давление, вихревое сопротивление, вязкость). Лечебное плавание проводилось 2 раза в неделю в течение 2,5-3 месячного курса реабилитации. Методикам плавания были обучены родители и проводили занятия в домашних условиях.
Лечение мануальными техниками детям основной группы включалось на различных этапах консервативного лечения, при этом корригирующая шина не отменялась. Подбор методик проводился с учетом патофизиологии диспластических изменений в тазобедренном суставе Целью лечения являлось устранение смещений позвонков и ограничений подвижности в крестцово-подвздошных сочленениях и костях таза, что способствовало улучшению кровообращения и нервной регуляции данных структур, влияло на нормализацию остеогенеза на уровне вертлужной впадины и эпифизов бедер.
Мануальная коррекция проводилась 1 раз в неделю. Количество проводимых сеансов определялось динамикой патобиомеханических нарушений и ортопедического статуса и варьировало от 5 до 10 сеансов.
Проведенное исследование выявило высокую эффективность коррекции нарушений формирования тазобедренных суставов при целенаправленном использовании средств физической реабилитации в восстановительном лечении детей грудного возраста.
В заключение нашей работы мы разработали ряд методических рекомендаций по лечению и профилактике дисплазии тазобедренного сутава у детей грудного возраста.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Фирсов З.П., Плавать, раньше чем ходить, 1986
2. Франсуаза Б. Фридман, Плавание для малышей, 2010
3. Краснов А.И., Хирургическое лечение дисплазии тазобедренного сустава, 2009
4. Поляков Е.В., Дисплазия тазобедренного сустава, 2011
5. Кирилов А.П, Раннее развитие ребенка, 2011
6. Самойлова Е.А., Гидрокинезотерапия, 2007
7. Самойлов В.А., Детские болезни, 2008
8. Иванов А.Л, Гидрокинезотерапия и гимнастика для всех возрастов, 2009
9. Синельников А.Н., Здоровый образ жизни, 2011
10. Прохорова Т.Н., Методы лечения родовых травм, 2010
11. Стрельцов В.Н., Плавание для новорожденных, 2007
12. Абрамов А.П., Закаливание организма, 2009
13. Копейкин В.А., Травмы в родах, 2011
14. Симонцев П.А., Гидрокинезотерапия в лечении различных заболеваний, 2008
15. Гуренко С.А., Массаж, 2009
16. Толстых А.С., Детский массаж, 2012
17. Овсиенко Е.А., Динамическая гимнастика, 2006
18. Мишин А.В., Мишина О.А., Гимнастика при различных заболеваниях, 2010
19. Васильева И.Б., Гимнастика и закаливание для детей, 2004
20. Петров В.А., Природные свойства воды, 2008
21. Панаиотиди П.А., Родовые травмы, лечение, 2009
22. Селкова Н.А., Нарушения осанки у детей, 2010
23. Смирнов Д.В., Детский массаж и динамическая гимнастика, 2003
24. Левашов А.В., Здоровье детей, 2011
25. Жданов С.А., Наши дети – здоровы, 2003
26. Спиваков В.О, Здоровье вашего ребенка, 2008
27. Крюков А.К., Спортивная семья, 2011
28. Резник А.П., Плавание с ребенком, 2009
29. Дмитриев О.К, Массаж и гидрокинезотерапия для всей семьи, 2006
30. Лысов А.К, Роды, 2009
31. Павлов П.А, Физиология родов, 2010
32. Кичин К.В., Течение родов, 2010
33. Антонов Ф.П, Подготовка к родам, 2009
34. Жислин А.О, Аквааэробика для беременных, 2011
35. Андреев В.П., Здоровье и роды, 2011