Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности развития самооценки у детей с ЗПР младшего школьного возраста
На основании проведенного анализа теоретической литературы по проблеме исследования, мы рассмотрели теоретические аспекты изучаемого вопроса. Следующим этапом нашего исследование стало проведение экспериментального исследования,целью которого было выявление соотношения уровня самооценки и эмоционально - волевой сферы у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Объект исследования -дети младшего школьного возраста с ЗПР (10 человек) дети без отклонений в развитии (10 человек).
Предмет исследования - развитие самооценки и эмоционально - волевая сфера у детей с ЗЛР.
Гипотеза: в своем исследовании, мы предположили, что у младших школьников с ЗПР и с нормальным интеллектуальным развитием показатели самооценки и эмоционально-волевой сферы различны:
1 у детей с ЗПР младшего школьного возраста самооценка будет завышенная, чем у детей без отклонений в развитии.
2 у детей с ЗПР младшего школьного возраста самооценка будет занижена чем удетей без отклонений в развитии.
Метод углового преобразования Фишера (φ*) предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта (в нашем случае мы будем сопоставлять процентное соотношение адекватной самооценки у детей в контрольной и экспериментальной группах). Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах (для этого используются нормативные таблицы [Е.В. Сидоренко, 2003, С. 330-332]) [14]. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.
Выводы по II главе
По итогам теоретического анализа научной литературы, мы смогли организовать и провести экспериментальное исследование особенностей самооценки, тревожности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР и с нормальным интеллектом.
В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста (8-9 лет) – 10 детей с ЗПР (экспериментальная группа), воспитанники специализированного коррекционного учреждения VIII вида №…г. Москвы и 10 детей с нормальным интеллектуальным развитием (контрольная группа), ученики 2 класса МОУ СОШ № 123 г. Москвы.
В результаты проведенного эксперимента мы отметили, что существует зависимость между показателями самооценки, тревожности и другими аспектами эмоционально-волевой сферы и умственным развитием детей: в группе детей с ЗПР определены преимущественно заниженная и низкая самооценки, а в группе детей с нормальным интеллектом с большим отрывом доминирует адекватная самооценка у детей, т.е. у детей с нормальным интеллектуальным развитием самооценка более высока иадекватна, чем у детей с ЗПР. У детей, не имеющих нарушение интеллекта отмечается преимущественно адекватное отношение к себе, в группе младших школьников с ЗПР доминируют показатели негативного отношения, тревожности и конфликтности. Дети с нормальным интеллектуальным раввитием менее тревожны, чем дети с ЗПР.Сформированность эмоционально-аффективной сферы значительно выше в контрольной группе детей, не имеющих нарукшением интеллекта – дети с ЗПР эмоционально менее устойчивы и тревожны.
Для проверки достоверности различий в уровне самооценки у детей контрольной и экспериментальной группы применим критерий углового преобразования Фишера. Обоснованием использования этого метода статистической обработки является тип данных (в шкале порядка), полученных нами в ходе исследования.
Метод углового преобразования Фишера (φ*) предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта (в нашем случае мы будем сопоставлять процентное соотношение адекватной самооценки у детей в контрольной и экспериментальной группах). Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах (для этого используются нормативные таблицы [Е.В. Сидоренко, 2003, С. 330-332])[14]. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.
На основании проведенного статистического анализа данных исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Самооценка у детей с ЗПР менее адекватна, чем у их сверстников с нормальным психическим развитием (=4,15, p<0,01), тоже можно сказать и о самоотношении (=2,99, p<0,01). Самооценка у детей с ЗПР более низкая, чем у детей с нормальным развитием (t=4,85, p<0,01).
2. Уровень тревожности и страхов у детей с ЗПР оказался достоверно более высоким, чем у детей без отклонений в развитии (тревожность: t=3,90, p<0,01; количество страхов: t=5,67, p<0,01).
Таким образом, нами было проведено экспериментальное исследование особенностей самооценки, тревожности и других аспектов эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР и с нормальным интеллектом, в результате которого было выявлено, что у детей с ЗПР уровень сформированности эмоционально-волевой сферы значительно ниже, чем у детей с нормальным интеллектом. Мы отметили, что существуют различия в показателях тревожности и самооценки - мы выявили зависимость уровня тревожности, страхов и самооценки детей от состояния умственного развития ребенка – дети с нормальным интеллектом менее тревожны, с меньшим количество страхов и с адекватной самооценкой, чем дети с ЗПР.
Следовательно, мы смогли доказать гипотезу нашего исследования, выполнить задачи работы и достигнуть цели.
Список литературы
1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Доброволбская. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
2.В мире детских эмоций/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис – пресс, 2006.
3.Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 2004. - С. 49-50.
4.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. - М., 2002.
5.Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. -с.22-24
6.Додонов Б.И. В мире эмоций// К: Издательство политической литературы Украины, 2007
7.Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 2000. – 464 с
8.Изотова Е.И.Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Учебное пособие для ВУЗов Издательство: Академия, М. 2004,288с.
9.Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 2009.
10.Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3.
11. Практикум по креативной терапии / Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. – СПб.: Речь, 2003
12.Паренс Г. Семейное воспитание// пер. с англ. Л. Г. Герцик, А В. Решетникова. М.2001
13.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 2009.
14.СидоренкоЕ.В. Методы математической статистики. М., 2003, С. 330-332
14.Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоц. состояний.// Академия наук СССР, М: Наука., 2000г.