Содержание:
1 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
2 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
3 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
4 Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
5 Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
6 Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
7 Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
8 Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
9 Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
10 Сущность и классификация мотивационных теорий
11 Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
12 Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
13 Понятие и содержание методов менеджмента
14 Понятие и классификация управленческих решений.
15 Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
16 Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
17 Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
18 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
19 Управление процессом адаптации человека и организации.
20 Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
21 Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
22 Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.
23 Понятие и характеристика основных стилей управления.
24 Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
25 Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
26 Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.
27 Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
28 Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
29 Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
30 Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
31 Этапы и основные направления современной экономической теории.
32 Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
33 Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
34 Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
35 Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
36 Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и ее виды.
37 Конкуренция: понятие, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
38 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
40 Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
42 Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
43 Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
44 Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (СПС).
45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
46 Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
47 Рынок труда: занятость и безработица
48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
49 Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
50 Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
51 Рынок ценных бумаг и его регулирование. Фондовый рынок.
52 Финансовая система и ее структура. Типы фискальной политики.
53 Госбюджет, бюджетный дефицит и государственный долг. Пути преодоление бюджетного дефицита и госдолга.
54 Внешняя торговля. Платежный баланс. Уровень участия России в мировой торговле в современных условиях.
55 Валютный рынок. Международные валютные системы. Валютная интервенция.
56 Всемирная торговая организация (ВТО): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения.
57 Международное движение капитала и последствия «утечки» капитала из России.
58 Смешанная экономика и ее модели. Приоритеты социально-экономической политики России в современный период.
59 Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности.
60 ВВП и способы его измерения.
61 Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.
62 Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения.
63 Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.
64 Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.
65 Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
66 Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.
67 Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
68 Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.
69 Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.
70 Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.
71 Набор, отбор и наем персонала.
72 Кадровая политика организации.
73 Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
74 Цели и функции системы управления персоналом.
75 Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
76 Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
77 Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
78 Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
79 Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.
80 Оценка деятельности кадровой службы.
81 Миссия и видение организации.Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
82 Базовые конкурентные стратегии компании и основные предпосылки их использования. Матрица конкуренции М. Портера.
83 Цепочка стоимости компании и система стоимости. Основные направления использования в процессе стратегического планирования.
84 Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
85 Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
86 Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
87 Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
88 Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения SWOT-анализа.
89 Основные инструменты портфельного анализа деятельности компании.
90 Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.
91 Финансовый менеджмент как система управления.
92 Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
93 Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.
94 Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
95 Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
96 Управление запасами предприятия и их оптимизация.
97 Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
98 Управление дебиторской задолженностью.
99 Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
100 Расчет точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГОСам
1. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
Термин «организация» употребляется в двух значениях:
1) устойчивое объединение людей, взаимодействующих между собой для достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий;
2) функция управления, целью которой являются создание объединения или согласование действий его членов.
Признаками организации являются:
1) наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Официально заявленная цель придает смысл существованию предприятия и определяет основную направленность ее деятельности. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли;
2) обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих данную организацию от внешней среды. Границы могут быть как материальными - в виде стен и заборов, так и нематериальными - в виде запретов, ограничений, правил;
3) разделение труда предполагает, что члены организации выполняют различные функции;
4) существование связей между элементами организации способствует обеспечению их взаимной поддержки. Связи между элементами организации бывают экономическими, технологическими, информационными, социальными и управленческими;
5) саморегулирование - это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внешние указания. Данная деятельность реализуется внешним центром, целью которой является координация усилий и работы людей на достижение целостности организации;
6) организационная культура - это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне.