Содержание:
Психологические характеристики людей с разным типом темперамента.
Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Психологическая характеристика людей с разным типом темперамента. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Психическое развитие ребенка в период младенчества.
Развитие движений младенца. Развитие действий хватания и манипулирования. Предпосылки развития познавательных функций: восприятия, мышления, памяти. Предпосылки усвоения речи.
Возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
Положение Д.Б.Эльконина в развитии в процессе активной деятельности, которая способна порождать познавательные структуры и мотивы формирующие личность ребенка. Понятие ведущей деятельности. Эпохи, периоды , фазы развития. Возрастные крисисы.
Понятие о характере, структура черт характера. Акцентуации характера.
Понятие о характере. Типическое и индивидуальное в характере.
Черты характера как привычные формы поведения . Структура черт характера: черты , связанные с направленностью личности ( выражающие отношение к другим людям, к себе, к деятельности, к продуктам и результатам труда), черты , связанные с волей ( дисциплинированность, организованность, выдержка, смелость и др.). Понятие акцентуации характера. Классификация акцентуаций характера А.Е.Личко: гипертимный, циклоидный, истероидный и др. типы.
Развитие продуктивных видов деятельности в период раннего возраста.
Сущность продуктивных видов деятельности. Этапы развития рисования в период раннего возраста. Доизобразительный этап: стадия
« каракулей», стадия « толкования каракулей» стадия намеренного рисования. Особенности замысла и графических образов в раннем детстве. Использование цвета. Возникновение конструирования . Конструирование по подражанию как основной вид в период раннего детства. Формирование изобразительного значения постройки.
Методы возрастной психологии. Специфика применения методов в детской психологии.
Понятие о методе. Основные и вспомогательные методы. Наблюдение , его виды: сплошное , выборочное, сторонее, включенное, Специфика проведения наблюдения в изучении детей дошкольного возраста. Эксперимент, его виды. Лабораторный, естественный. Констатирующий, формирующий. Специфика проведения эксперимента при изучении детей дошкольного возраста. Вспомогательные методы возрастной психологии. Специфика их использования при изучении дошкольников.
Понятие о мышлении. Виды мышления.
Мышление как опосредованное и обобщенное познание окружающего мира. Классификация видов мышления: по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, абстрактное, по характеру : теоретическое , практическое, по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное, по степени новизны: репродуктивное, продуктивное.
Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.
Содержание понятия « психологическая готовность к обучению в школе». Исследования Д.Б.Эльконика, Л.И, Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной. Л.А. Венгера, В.С.Мухиной, Е.Е. Кравцовой.
Виды психологической готовности : личностная, мотивационная, познавательная, деятельностная.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГОСам по психологии
Психологические характеристики людей с разным типом темперамента.
Понятие о темпераменте.
Наблюдая окружающих людей, нетрудно заметить разницу между ними в проявлении чувств, в скорости движений, в общей подвижности. Одни вспыльчивы, подвижны и веселы, но чувства их неустойчивы, другие медлительны, спокойны и холодны. Третьи переживают сильно, но скрывают свои чувства, отличаются пассивностью.
Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.