Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности учебной мотивации у современных старшеклассников
Введение
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач развития общества, так как именно школа, а затем и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества, поэтому способность образовательного учреждения гибко реагировать на актуальные запросы общества имеет важное значение. Развитие современного общества, внедрение научных идей в школьную практику требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания школьников, адекватной реакции учителя на происходящие изменения.
Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой общий и профессиональный кругозор, чтобы стать специалистом, который способен не только быть хорошим исполнителем задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Реализовывать эту задачу необходимо в условиях стремительного «обновления» циркулирующей в обществе информации, когда одни данные устаревают и перестают использоваться, другие приходят им на смену и занимают прочное место как в различных профессиональных областях, так и в повседневной жизни человека.
Следовательно, актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов учащегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса, и так как именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в школе, впоследствии станет основой для развития способности ученика в любых условиях идти в ногу со временем. «Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [4; 5]. В условиях обучения познавательный интерес выражен в расположенности школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов школьников должны быть тщательно изучены учителем, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.
Библиографический список
1. Бадьина Н. П. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов.- Курган,2006.- 65 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Педагогика, 1968.
3. Возрастная и педагогическая психология. Учебник под ред. Гамезо. М., Наука, 1984.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Просвещение, 1982.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Педагогика, 1972.
6. Маклаков А. Г. Общая психология:Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
7. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М., Просвещение, 1990.
8. Маркова С. Изучение учебной мотивации, М. 1984
9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Психология и педагогика, №2, 1979.
10. Немов Р.С. Психология. Учебник. М., Просвещение, ВЛАДОС, 2005.
11. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: 2ч.- М.: Гуманит изд.центр Владос,2003.- Ч.2: Психология общения: 11 класс.
12. Программы профилактики трудностей в учебе / авт.- сост. Е. М. Меттус, А. В. Литвина.- Волгоград: Учитель, 2007.
13. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н. С. Пряжников.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.
14. Сапогова Е. Е. Психология развития человека, М.: 2001г.
15. Щукина Г.И. Активация сознательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979.