Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Стратегическое управление в системе менеджмента(1 глава диплома)
Развитие менеджмента – эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, задачи и стратегию организации. Меняются цели и стратегии – меняются организации и методы управления.
Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в ХХ веке. Вместе с изменением практики менеджмента изменялись и учения об управлении.
Исходя из основных принципов школы человеческих отношений, в наши дни разработаны так называемые менеджерские заповеди — предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности. Каждая фирма разрабатывает, как правило, свои менеджерские заповеди.
Таким образом, первый этап в развитии науки управления (первая и вторая школы) сменился этапом господства теории «человеческих отношений» так как произошел переход на новую стадию самого производства, когда с завершением механизации обнаружились все минусы пренебрежения человеческим фактором. Раньше других эта стадия была достигнута в американской промышленности. Поэтому именно здесь начался поиск новой концепции управления. Теперь уже стало недостаточно (и неэффективно) приспособить человека к машине.
Потому для того, чтобы понять принципы разработки и реализации стратегии будем основываться на базовой модели стратегического планирования и трех ее основных модификациях.
Рассмотрим модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), которая основывается на широко известной процедуре SWOT-анализа и разрабатывалась учеными Гарварда в течение достаточно длительного периода времени (главным образом К. Эндрюсом, иногда в соавторстве с К. Хринстенсеном) . При этом Г. Минцберг называет данную модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит вера, что форму¬лирование стратегии как процесса основывается на нескольких базовых постулатах, обеспечивающих «проектирование стратегии».
Литература
1. Агафонов В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. — М.: Прогресс, 2010.
2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
3. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2007.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер, 1999. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
5. Анташов В. А. Опыт стратегического внутрифирменного планирования за рубежом. - Минск: Бел. НИИНТИ, 2008.
6. Архипов В. М. Стратегический менеджмент. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
7. Болотов С. П. Разработка стратегии предприятия. — Сыктывкар: Изд-во СГУ,2006.
8. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. — М.: «Банки и биржи». Издательское объединение «ЮНИТИ», 2007.
9. Буренина Г. А. Основы стратегического анализа деятельности промышленного предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
10. Бурлакова Л. В., Назимова Н. К. Стратегическое планирование в фирмах капиталистических стран. — Киев: Будивельник, 1984.
11. Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Изд-во МГУ, 2005.
12. Гончаров В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. - М.: Наука, 2008.
13. Дашевская Г.М., Клейникова В. Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). - М.: МИПК, 2009.
14. Ефимов В. С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. — М.: Изд-во «Фшшрес», 2008.
15. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. — М.: Финпресс, 2008.
16. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Уч. пособие. — М.: Информационно-внедрнческий центр «Маркетинг», 2008.
17. Зинковская Н. В. Моделирование стратегии развития предприятия в условиях рыночной экономики. — М.: Экономика, 2010.
18. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. — М.: Аспект Пресс, 2009.
19. Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2009.
20. Исаев И. Ю. Выбор стратегии развития предприятия. — Л.: ЛИЭИ им. П. Тольятти, 2011.
21. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. — М.: Экономика, 1991.
22. Катькало В. С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы: Научные доклады центра управленческих и институциональных исследований факультета менеджмента СПбГУ. № 2002-14. — СПб.: Из-во "Мири семья", 2002. "
23. Кинг У., КлиландД. Стратегическое планирование и хозяйственная деятельность. — М.: Наука, 1984. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М.
24. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. — М.: Экономика, 2007.
25. Кныш М. И., Тютпиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями: Учебное пособие. — СПб.: Любавич, 1996. Лафта Дж. К.
26. Эффективность менеджмента организации. — М.: Русская деловая литература, 2009.
27. Лобанова Е. Н., Соколова О. В. Стратегическое планирование на предприятиях: Методические разработки. — М: АНХ, 1990.
28. Люкшин А. Н. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 2008.
29. Методы организации производства: японский и американский подходы. — М.: Прогресс, 1984.
30. Мильнер Б. 3. Теория организации. — М.: ИНФРА-М, 2009.
31. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. — СПб.: Из-во «Питер», 2008.
32. Минцберг Г., КуинДж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
33. Петров А. Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2002.
34. Петров А. П., Климов С. М., Буренина Г. А. Базовые модели стратегического планирования // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1998, №2.
35. Пинковская С. В., Смирнов II. II. Стратегический менеджмент: — Уч. пособие. — СПб.: СПбГУТ, 2011.
36. Питере Т., Уотврман Р. В поисках эффективного управления. — М.: Прогресс, 1986.
37. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. — М.: 2009.
38. Попов С. А. Стратегическое управление. — М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2009.
39. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. иод ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993.
40. Пярните Ю.Э., Савенкова Г. И. Стратегия и тактика гибкого управления. —М.: Финансы и статистика, 2001.
41. Стерлин А. Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. - М.: Наука, 2008
42. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». ЭКМОС, 2008.
43. Стратегическое планирование и управление / под ред. проф. А. Н. Петрова. Ч. 1.: Учебное пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 2009.
44. Стратегическое планирование и управление / под ред. проф. А. Н. Петрова. Ч. 2.: Учебное пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 2009.
45. Томпсон А. А., Стриклеид А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: «Банки и биржи». ЮНИТИ, 1998.
46. Тренев Н. Н. Стратегическое управление. Учебное пособие. — М.: ПРИОР, 2008.
47. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. — М.: Прогресс, 1988.
48. ХасбиД. Стратегический менеджмент. — М.: Контур, 2009.
49. ХассиД. Стратегия и планирование. — СПб.: Питер, 2011.
50. Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Новикова А.А., Салтанова Т. А. Прогнозирование и планирование. Учебное пособие. — М.: ПРИОР, 2008.
51. Экономическая стратегия фирмы. Уч. пособие / Под ред. проф. А. П. Градова. — СПб.: Изд-во «Специальная литература», 2006.
52. Ansoff H. I. Corporate Strategy. — Penguin Books, Middlesex, 1981.
53. Ansoff H. I. Strategies for Diversification / Marketing and Diversification: Long Range Planning. — Bradford University Press, 1971.
54. Chandler A. D. Strategy and Structure: A.Chapter in the History of Industrial Enterprises. — Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962.
55. Kaplan R. S., Norton D. P. Translating Strategy into Action. The Balanced Scorecard. —Harvard Business School Press Boston, 1996.
56. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. - NY, The Free Press, 1994.
57. Thompson J. L. Strategic Management: Awareness and Change. Chapman and Hall, London, 1990.
58. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Loaders. Reading Macs. AddisonWesley, 1995.