Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Действующий механизм налогообложения нефтегазовых компаний и его воздействие на принятие инвестиционных решений
Значение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в экономическом развитииРоссии чрезвычайно велико, что обусловлено не только высокой степенью концентрации значительного объемамировых ресурсов нефти на территории страны. Результаты деятельности нефтяной отрасли являются основнойбазой для формирования платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, имеют ключевоезначение для преодоления кризисных явлений.
Актуальность темы исследования состоит в обобщении проблем развития отношений в сфере функционирования нефтегазовой отрасли России, обусловленных недостаточно эффективным управлением фискальными инструментами государственного регулирования.
Существующая налоговая система России имеет ряд недостатков и нерешенных проблем, в том числе отсутствие налоговых инструментов, облагающих дополнительную прибыль от нефтегазодобывающей деятельности, обеспечивающих финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы, ограничивающих неполное использование попутного нефтяного газа, кроме того, слабо дифференцирован налог на добычу полезных ископаемых (нефти) в зависимости от технико-экономических характеристик конкретного месторождения, который также не учитывает рентабельность добычи.
Специфика функционирования и развития нефтегазовой отрасли требует научно обоснованного и разностороннего подхода к решению вопросов ее управления, как важнейшей составляющей всего топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. В настоящее время требуется научное осмысление и практическое решение проблем развития системы налогообложения предприятий нефтедобывающей отрасли.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости построения эффективной системы налогообложения деятельности предприятий, осуществляющих добычу нефти и газа. Указанные хозяйствующие субъекты, посредством уплачиваемых налогов, позволят обеспечить увеличение потоков формирования доходной части бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов за счет нефтедобывающей отрасли.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды современных исследователей. Данная тема достаточно широко освещена за последние десятилетие в трудах как зарубежных, так и отечественных авторов, таких как Андрющенко С.Н., Дадашова Ф.Д., Зрелов А.П.,Лебедева Т.Я., Пансков В.Г., Понкратов В.В., Ряховский Д.И. и другие.
Источниками данных для настоящей работы также являлись статистические и аналитические данные различных официальных источников информации.
Основная цель работы – исследование наиболее важных аспектов совершенствования налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли, а также определение наиболее значимых аспектов инвестиционной привлекательности изучаемой сферы.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:
*
*
• Уменьшение разницы между ставками вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты снизит общее субсидирование нефтепереработки до уровня, необходимого и достаточного для обеспечения непрерывности деятельности российских НПЗ (остающиеся льготы покроют разницу между затратами на транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов). В то же время это будет способствовать снижению добровольного экспорта темных нефтепродуктов (примерно на 20 млн. тонн в год).
• Объем ожидаемых дополнительных доходов государства в результате принятия первых двух мер (повышение ставок пошлин на нефтепродукты, снижение объема первичной нефтепереработки и увеличение, таким образом, экспорта сырой нефти на 20 млн. тонн, пошлины на которую будут уплачиваться по более высокой ставке) позволит снизить максимальную ставку вывозной таможенной пошлины на нефть до 60%. Это должно стимулировать реализацию проектов повышения нефтеотдачи и увеличение добычи в основном на истощенных месторождениях на 15-20 млн. тонн в год в течение последующих трех-пяти лет. При текущей цене на нефть на уровне 100 долларов США за баррель снижение пошлины позволит получить 3,7 доллара США дополнительного чистого дохода на каждый баррель нефти (который останется в отрасли после уплаты НДПИ и вывозной таможенной пошлины).
Из трех проблем, стоящих перед российской нефтяной отраслью в сегменте разведки и добычи, режим «60-66» позволяет решить первую (и только в краткосрочной перспективе), т. е. дает возможность остановить падение добычи на истощенных месторождениях. Дополнительного чистого дохода в размер 3,7 доллара США с каждого барреля нефти, который останется в добывающем сегменте, должно быть достаточно для поддержания уровня добычи в течение примерно трех лет как за счет бурения новых скважин, так и благодаря использованию методов повышения нефтеотдачи.
Для большинства новых месторождений в Восточной Сибири, в Каспийском море и на Ямале, которые уже разведаны, но еще не разрабатываются в полном объеме, снижение ставки вывозной таможенной пошлины до 60% недостаточно. Кроме этого, необходимо введение специального налога на финансовый результат деятельности в сегменте разведки и добычи для замены действующего в настоящее время НДПИ.
В отношении проектов разработки шельфовых месторождений требуются еще более существенные меры, например отмена вывозной таможенной пошлины на нефть, корректировка ставки НДПИ и введение специального налога на финансовый результат деятельности в сегменте разведки и добычи.