Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Репрезентация концептов счастье - несчастье в английских пословицах (1 глава)
Одним из базовых понятий лингвокультурологии является понятие концепта, культурного концепта, культурного слоя концепта. Под концептом, в работе, вслед за Е.С. Кубряковой, мы понимаем «те смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких квантов знания». Концепт в сознании человека появляется как образ, при частом к нему обращении этот образ закрепляется и проявляется в процессах коммуникации, в поведении человека, образе его мышления, влияет на формирование ментальности. Таким образом, концепты – это сущности, которые хранятся в сознании.
Актуальность. В основе актуализации тех или иных единиц лежат внеязыковые причины. Актуальные в тот или иной период слова номинируют ключевые концепты времени и пространства, то есть концепты, важные для понимания времени и пространства, в котором они активизируются. Изучение концептов и культурного компонента слов английского языка, функционирующего и развивающегося в иноязычном окружении, актуально, поскольку в нем отражены культурно-исторические знания соответствующей социальной действительности, усвоение которой – важное условие использования языка как средства общения...
В базовый понятийный аппарат лингвокультурологии входят 3 основные понятия: языковая личность, языковая картина мира и концепт. В основе лингвокультурологии лежит антропоцентрический подход к языковым явлениям, сформулированный ещё В. фон Гумбольдтом, который считал, что язык невозможно изучать в отрыве от культуры и духовной жизни народа, говорящего на этом языке.
Индивид превращается в языковую личность в результате своей социализации. Любой человек, владеющий языком, представляет собой языковую личность, имеющую своё вuдение мира в результате переосмысления языкового опыта предшествующих поколений. Носитель языка выступает как лингвокультурологическая личность, владеющая языковыми средствами, помогающими ей познать мир. В то же время язык формирует личность. Базовый культурологический аспект языка закреплён в значительной степени в лексике. Каждый индивид, осваивая наследие родного языка, накопленного предками, имеет индивидуальные языковые особенности, ему присущие, например, объём лексикона, манера изъяснения, культура речи...
Концепт, являясь базовым элементом языковой картины мира, не имеет чётких границ и вербализуется в слове, аккумулируя в себе весь накопленный предками опыт. Особенностью концепта является его минимальность, информация в нем содержится как бы в свёрнутом, концентрированном виде. В совокупности, структурированные концепты составляют концептуальную систему – концептосферу.
Система концептов образует картину мира (мировидение, мировосприятие), которая отражает понимание человеком объективной реальности. Языковая картина мира складывается из концептов, словно картинка из пазлов. Концептуальная картина мира подвергается постоянному изменению и уточнению в сознании человека в соответствии с непрерывным усвоением новой информации...