Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Специфика деятельности психолога при допросе несовершеннолетнего
Допрос является наиболее распространенным следственным действием, без которого немыслимо расследование ни одного уголовного дела, и преступления, совершаемые в молодёжной и подростковой среде, не являются исключением. Допрос несовершеннолетнего представляет собой особый вид допроса, требующий от допрашивающего не только соблюдения процессуальной формы, но и большого профессионального мастерства и искусства.
Целью допроса является получение правдивых показаний, помогающих установить истину по делу. Однако достижение этой цели в отношении несовершеннолетних довольно затруднено.
Проведение допроса должно учитывать гендерные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, проходить в обстановке психологического контакта с допрашиваемым, что требует не только наличия специальных знаний в области психологии несовершеннолетних, но и возможности их применить относительно каждой ситуации.
В этой связи актуализируется проблема психологического обеспечения расследования преступлений, включающего не только использование психологических знаний следователями, но и деятельность психологов при допросе несовершеннолетних.
*
*
Между тем стоит отметить, что лицо, способное выполнять в уголовном процессе функцию педагога (психолога), может быть допрошено в качестве свидетеля, например в случае, если оно было очевидцем преступления. Тогда следователю необходимо решить вопрос о привлечении к участию в деле для выполнения функции педагога (психолога) иного лица, ибо закон всегда отдает приоритет свидетелю (п. 1 ч. 1 ст. 61 УПК РФ).
Исключением из этого правила должны быть случаи, когда лицо, обладающее педагогическими и (или) психологическими знаниями, вынуждено допрашиваться в качестве свидетеля. В первом случае речь идет о допросе специалиста. Нормы, регламентирующие производство этого следственного действия, в УПК РФ отсутствуют, поэтому на практике у дознавателей и следователей при возникновении необходимости допросить специалиста-педагога (например, о типичных особенностях личности подростков интересующей следствие возрастной группы) нет другой возможности, кроме допроса этого педагога в качестве свидетеля, несмотря на то что характер приобретенного знания у специалиста и свидетеля различный.
Во втором случае говорится о допросе сведущего свидетеля. Хотя юридически УПК РФ не закрепляет такого участника процесса, это отнюдь не означает, что фактически он не существует. Сведущий свидетель в отличие от простого свидетеля излагает не только факты, непосредственно им воспринятые, но и дает им оценку на основе имеющихся у него специальных знаний. Так, классный руководитель, допрашиваемый о личности подростка, совершившего преступление, по сути, должен допрашиваться как сведущий свидетель.
Но в отсутствие соответствующих норм в УПК РФ на практике он допрашивается в качестве простого свидетеля. В описанных выше случаях допрошенный педагог (психолог) может в дальнейшем принимать участие в производстве по уголовному делу и как педагог (психолог), участвующий в допросе несовершеннолетнего.
*
*
Допрос является наиболее распространенным следственным действием, применяемым при расследовании уголовных дел. Допрос несовершеннолетнего представляет собой особый вид допроса, который отличается от допроса взрослого как техническими характеристиками (например, ограничение по времени), так и особенностями ведения процесса. Работа с несовершеннолетним допрашиваемым требует учета его психологических, возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.
В этой связи к участию в допросе несовершеннолетнего приглашается психолог, который может выступать в различных функциях, но чаще всего – как специалист и эксперт. В задачи психолога, принимающего участие в допросе, входит участие в его подготовке, предполагающее изучение особенностей личности допрашиваемого, его психологических характеристик, причины допроса, особенностей дела, в связи с которым производится допрос. Исходя из данных такого анализа, психолог может составить рекомендации о месте и времени проведения допроса, типу и содержанию вопросов следователя.