Содержание:
Введение 3
Глава 1. Музеи-усадьбы как ресурс развития культурно-познавательного туризма 8
1.1. Возникновение и основные этапы развития русской дворянской усадьбы 8
1.2. Организация частных и государственных музеев на базе усадебных ансамблей 22
1.3. Музеи-усадьбы как фактор развития современного культурно-познавательного туризма 33
Глава 2. Анализ музеев-усадеб Московской области 41
2.1. Усадебные ансамбли как база для создания музеев-усадеб 41
2.2. Государственные музеи-усадьбы, созданные на базе частных усадебных музеев 44
2.3. Состояние усадебных комплексов, в которых функционировали государственные музеи-усадьбы 1920-х годов 56
Глава 3. Рекомендации по расширению числа музеев-усадеб Московской области 65
3.1. Рекомендации по созданию филиалов существующих музеев-усадеб: Васькино (близ Мелихова), Никольско-Урюпино (близ Архангельского), Ахтырка (близ Абрамцева) 65
3.2. Предложения по реанимации усадебных музеев 1920-х г. (Отрада, Дубровицы, Петрово-Дальнее, Ольгово) 72
3.3. Усадебные ансамбли, перспективные для создания новых музеев-усадеб (Валуево, Вороново, Введенское, Середниково, Ярополец) 76
Заключение 86
Список использованных источников 88
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Разработка предложений по расширению численности музеев-усадеб Московской области
Туризм все более становится источником финансовых поступлений для восстановления и сбережения историко-культурных ценностей.
В прямой зависимости от туристских посещений находится состояние историко-культурных памятников. Развитие туризма указывает на неразрывную связь туризма и культуры. Туризм способствует сохранению культурного достояния регионов, их традиций, промыслов, самобытности, восстановлению и сохранению историко-культурных памятников .
Особенности культуры и природы различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа и ландшафтах других стран. Музеи помогают нам изучать историю, культуру, быт как самих себя, так и других народов. Однако музеи бывают разные: есть интересные, перенасыщенные настоящими сокровищами, есть и скучные, сделанные на скорую руку, но с ярким названием…
Самые известные музеи в мире – это Лувр в Париже и Центральный музей в Нью Йорке, однако в мире так много музеев меньших размеров, но не менее интересных . Причем наиболее необычные музеи находятся в частной собственности, что определяет актуальность настоящего исследования.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач является развитие сектора познавательного туризма в Москве, как въездного, так и внутреннего.
Музеи-заповедники и музеи-усадьбы созданы в 52 субъектах Российской Федерации. Они сосредоточены в основном в центральных областях России. Существует большая неравномерность в размещении и интенсивности использования потенциала музеев-заповедников. Особенно насыщены ими г. Москва, Московская область и г. Санкт-Петербург с его ближайшими дворцовыми и усадебными комплексами. На музеи-заповедники и музеи-усадьбы городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей приходится 24% указанных учреждений и 53,5% их посещаемости. Московская область богата памятниками архитектуры, истории и культуры общероссийского и мирового значения. Имена многих знаменитых русских художников, *
*
Ахтырка была единственной в Подмосковье усадьбой, целиком выдержанной в духе ампира. По замыслу архитектора А.С. Кутепова, на берегу Вори должна была быть устроена Египетская пристань. В Ахтырку приезжал П.И.Чайковский. В.М. Васнецов написал здесь много этюдов и работал над своей известной картиной «Аленушка». По местным преданиям усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки — князь E.H. Трубецкой (1863—1920), когда уезжал из России. Осталась церковь и несколько деревьев на склоне к реке Воря. Предлагаю сравнить, насколько отличается вид Ахтырки на литографиях 1820-х гг. и на фотографиях, сделанных мною в это воскресенье . Знаменитая в XVIII – начале XX века усадьба Ахтырка известна с 1450 г. как пустошь Дудкино Инобожского стана Дмитровского уезда, владение Троице-Сергиева монастыря.*
*
История развития русской усадьбы насчитывает несколько столетий. Особого расцвета усадьбы достигли во второй половине 19-го века. На базе части усадьб созданы музеи, главным образом, государственные.
Близость усадеб друг к другу, а также близость к столице определили возможность их использования в туризме. Музеи-заповедники являются центрами международного и отечественного туризма. Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами. Более того, усадьбы связаны с именами известных людей. Усадьбы, которые входят в музейные комплексы, предоставляют маршруты для туристов.
Основные типы усадебных музеев прошлого: профильный музей – это музей, посвящённый одной теме, либо музей, собрание которого вписывается в строго определённый профиль, заданный хронологическими, территориальными и отраслевыми характеристиками его экспозиции; комплексный музей – это музей, имеющий сразу несколько профилей. Ещё одна характеристика, по которой можно классифицировать усадебные музеи, – по их принадлежности городу или деревне.
Доказано, что создание музеев на базе усадеб способствовало их сохранению.
Можно сделать вывод о том, что инновационное развитие музеев-усадеб, их сохранение и восстановление является одним из рациональных способов сохранить культурно-историческое наследие. При надлежащей помощи и финансовой поддержке музеи-усадьбы будут восстанавливаться, существовать и развиваться в новых, более эффективных направлениях. Проблема сохранения наследия усадеб сопрягается с сохранением культурного наследия в стране, но имеет особенности, связанные со спецификой регионов и местных социокультурных процессов.