Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Представления о совести молодых людей с различной самооценкой (1 глава)
Известно, что становление самооценки приходиться на подростковый и юношеский возраст, самосознание становиться одним из центральных новообразований этого этапа развития в онтогенезе.
Для молодого человека самооценка выступает одним из важных факторов социализации, регулятора его деятельности и поведения. От уровня адекватности самооценки зависит успешность учебной деятельности, межличностного общения, а также самооценка оказывает влияние на развитие нравственной сферы. Критерием нравственности является совесть.
Проблема совести достаточно полно исследована в философской литературе. Представители идеалистического направления (Гегель, Кант, Платон, Сенека, Цицерон и др.) и материалистического (Аристотель, Гольбах, Демокрит, Локк, Спиноза, Фейербах и др.) рассматривали проблему чувства совести по-разному...
Анализ психологической литературы позволил нам прийти к выводу, что на современном этапе термин «совесть» имеет достаточно неустойчивую содержательную характеристику, отмечается его размытость при отсутствии четкой выделенности сущности совести, как особого явления. А.Н.Леонтьев (1960) констатировал, что «традиционной психологии нечего делать с такими категориями, как совесть, т.к. она вообще не располагает понятиями, в которых этические категории могут быть психологически раскрыты» [23, C. 89]. Но в настоящее время накоплен достаточный эмпирический и теоретический материал, позволяющий обозначить феноменологию интересующего нас понятия и определить поле авторского подхода.
В зарубежной психологии проблема морали и нравственности в той или иной степени затрагивалась во всех концепциях. В соответствии с логикой исторического развития научного знания о человеке тема совести «всплывала» и в соотношении с проблемой сознания. Еще В.Вундт упоминал совесть в своей концепции определял ее как разновидность чувственно-психического состояния личности3, а У.Джеймс упоминал данный феномен в общей структуре личности, полагая, что моральный мир – это порождение сознания человека. Отмечая роль совести, он пишет что «благодаря пробуждениям совести происходит духовное обновление каждого из нас» [11, c. 238]. Наибольшее количество работ в области морали и нравственности в западной психологии сегодня выполнено в рамках когнитивного направления, где совесть рассматривается как проявление нравственного сознания. В теории Л.Колберга моральное развитие осуществляется вместе с интеллектуальным, а совесть как механизм возникает на последней постконвециональной стадии5. Основным предметом критики результатов исследований, выполненных в контексте данной методологической базы, стали проблемы несоответствия уровня нравственного суждения и нравственного поведения, а также недооценка роли эмоционально-мотивационных аспектов в нравственном становлении личности [55]...
Для отечественной психологии советского периода было характерным стремление к пониманию и описанию личности в контексте социального пространства. Существовавшая в общественном сознании тенденция к социологизации и идеологизации понимания психического, препятствовала сближению этической и личностной проблематики, несмотря на ряд глубочайших принципов, высказанных С.Л.Рубинштейном...
Характерная особенность личности молодого человека - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет уровень требований к окружающим людям и к самому себе. Старшие подростки и юноши становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к нравственным качествам окружающих людей. Об этом свидетельствуют наблюдения и исследования. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников [45]...