Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы самооценки в подростковом возрасте 8
1.1Сущность и структура понятия «самооценка». Самооценка и уровень притязаний. Причины формирования и признаки заниженной самооценки 8
1.2Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста 32
1.3Становление самооценки в подростковом возрасте 35
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы самооценки в подростковом возрасте 44
2.1Процедура и методика эксперимента 44
2.2Поведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 47
2.3Методика формирования адекватной самооценки в подростковом возрасте 54
Выводы по главе 2 72
Заключение 73
Список литературы 77
Приложения 82
Список литературы
1. Авдеева Н. Н. Развитие образа себя у младенца. М., 1982, с. 9, 11.
2.Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
3.Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 17 с.
4.Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.
5.Блейхер В. М., Крук И.В.. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
6.Бодалев А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 2.
7.Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г., №4, с.22-34
8.Ван-Пелт Нэнси. Найти и удержать. Заокский: Источник жизни, 1994, с. 113–127.
9.Ван-Пелт Н. Мы только начинаем. Заокский: Источник жизни, 1997.
10.Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
11.Гербет, О.И. Формирование положительной самооценки подростков детского приюта (гуманитарный подход) [Текст] : / О.И. Гербет; //Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов: Сб. мат. Всерос. Науч.-практ. симп. Алтайский гос. ун-т. – Барнаул: Изд-во Алт. ун- та, 2003. – 620 с.
12.Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А. Психология личности. Тексты. М.: Издательство Московско- го университета, 1982.
13.Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г.
14.Добсон Джеймс Ч. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М.: Республика, 1989.
15.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Нучн. - исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. Пед. наук. СССР - М.: Педагогика, 1991. - 232 с.
16.Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 90—99.
17.Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. С. 152—163.
18.Захарова А. В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1986. № 1 (34). С. 41—43.
18.Зелуганова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. М., 1995, с. 5.
19.Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Перевод с фр. – М.: Педагогика, 1991. 176с.
20.Кон И. С.В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.335 с.
21.Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989, с. 105.
22.Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981.
23.Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ . 1989 г., Вып . 4 , с.91-96
24.Корнеева Л. Н. Самооценка как фактор саморегуляции пилота: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 17 с.
25.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
26.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
27.Липкина А. И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. М., 1968. 35 с.
28.Макдауэлл Д. «Его Образ – мой образ». М.: Новая жизнь, 1996.
29.Максименко С.Д.Общая психология. - М.:Рефл-бук, 1999. - 528 с.,
30.Мисюрина Т. Э. Преодоление неадекватной самооценки у старших подростков в процессе их приобщения к общественно-полезной деятельности. Алма-Ата, 1978, с. 16.
31.Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.
32.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Издательство политической литературы, 1990, с. 352.
33.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М., 2000. - 184 с.
34.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.
36.Психология подростка. Учебник./ Под ред. члена корреспондента РАО А. А.Реана - СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 480 с
37.Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г., 720 с.
38.Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопр. психол. 1975. № 3. С. 62—72.
39.Соколова Е.Т., Столинн В.В.. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989, с.87
40.Столин В.В.. Самосознание личности. М., 1983 г., 284 с.
41.Токарская Т. С. Формирование адекватной самооценки младших школьников. Киев, 1988.
42.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М, 1987.
43.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1. 407 с.; Т. II. 392 с., т.1 с.13
44.Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+. 1997, с. 665.
45.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Петербург: Питер, 1997.
46.Чеснокова И.И.. Самосознание личности //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974 г., с.209-225
47.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977. 142
48.Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, 2000, № 1. .С.69-79. Кон И.С. В поисках себя.-М., 198
49.Allport G. W. The Person in Psychology. Selected Essays (Boston: Beacon Press, 1968), 105.
50.Bandura A. «Regulation of Cognitive Processes Through Perceived Self-Efficacy», Developmenta Psychology 25 (1989): 729–735.
51.Bandura A. «Self-Efficacy Mechanism in Human Agency», American Psycholgist 37 (1982): 122–147.
52.Bluth D.,Simmons R., Carton-Ford S. (1983) The adjustment of early adolescents to school transition. Journal of Early Adolescence 3, 105-120.
53.Block J., R. Robins (1993). Longitudinal Study of Consistency and Change in Self-Esteem from Early Adolescence to Early Adulthood. Child Development,Vol. 4, № 3, 879-923.
54.Cox Frank D. Human Intimacy. Marriage and it’s Meaning. West Publishing Company, 1987, 431.
55.Erikson E.H. Childhood and Society, 2nd ed. (New York: Norton, 1963), 273.
56.Fein, D., O.Neill S., Frank L.,Velit K. (1975). Sex differences in preadolescent self-esteem. The Journal of Psychology, 90, 179-183.
57.Fromm E. Escape From Freedom (New York: Avon, 1941-1956), 163.
58.James D. Mallory, Stanley C. Baldwin, The Kink and I (Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House, 1965), 33.
59.Kuzma Kay. To Understend Your Child (Redlands, CA: Parent Scene, Inc, 1985), 105–127;
60.Maurice Vagner, The Sensation of Being Somebody (Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House, 1975), 32–37.
61.Maslow A. H. Motivation and Personality, 3rd ed. (New York: Harper and Row, 1987).
62.O.Malley P., Bachman J. (1983) Self-esteem: Change and Stability between ages 13 and 23. Developmental Psychology, 19, 257-268
63.Rogers C. R. Client-centered therapy. Boston, 1951.
64.Rogers C. R. «A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The Client-Centred Framework». S.Koch Ed., Psychology: A Study of a Science (New York: McGraw-Hill, 1959), vol. 3, 134–256.
65.Rose R. J., Koskenvuo M., Kaorio J., Sarna S., Langinvainio H. «Shared Genes, Shared Experiences and Similarity: Data from 14, 288 Adult Finnish Co-Twins», Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 161–171.
66.Rushton J. P., Fulker D. W., Neale M. C., Nias D. K., Eysenck H. J. «Altruism and Aggression: The Hheritability of Individual Differences», Journal of Personality and Social Psychology 50 (1986): 1192–1198.
67.Skinner B.F. About Beheviorism. New York: Knopf, 1974.
68.Tellegen A., Lykken D. T., Bouchard T. J. et al. «Personality Similarity in Twins Raised Apart andTogether», Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 1031–1039.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблема самооценки в подростковом возрасте
Введение
Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других. Относясь к ядру личности, самооценке является важным результатом ее поведения. Различают ретроспективную, текущую и прогностическую самооценку, что соответствует оцениванию себя, своих поступков в прошлом, настоящем в будущем. Параметры самооценки: ее адекватность, обоснованность, диференцированность и рефлективность. Во многих исследованиях (Захарова А.В., Липкина А.И., Савонько Е.И., Серебрякова Р.О., Прихожан А.М. и др.) показано центральное место самооценки в структуре личности,
В современной научной литературе имеется большое количество работ, посвященных формированию самооценки, выявлению особенностей и роли самооценки в подростковый период, но недостаточно внимания в них уделяется формированию самооценки подростков.
Проблемы самосознания и самооценки в настоящее время становятся самыми популярными в психолого-педагогической науке о личности. При анализе нарушений самооценки исследователи обычно концентрируют внимание на изучении ее уровня (неадекватно заниженного или завышенного), меньший интерес вызывает такой параметр самооценки как устойчивость, хотя на важность изучения этой переменной указывает целый ряд авторов.
Самооценку как системообразующее и интегративное ядро индивидуальности и структурный компонент «Я-концепции» определяют ученые Р. Бернс, Т.В. Драгунова, А.И. Липкина, Л. Пепло, Л.А. Рыбак, М. Мицели, Д.И. Фельдштейн и др. Общим в этих исследованиях выступает признание самооценки как важнейшего регулятора направленности личности, ее развития; самооценка представлена как аспект самопознания, открытие «Я» через других в процессе общения. Работы Л.С. Выготского