Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь интеллекта и самооценки подростков
Введение
Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других. Относясь к ядру личности, самооценке является важным результатом ее поведения. Различают ретроспективную, текущую и прогностическую самооценку, что соответствует оцениванию себя, своих поступков в прошлом, настоящем в будущем. Параметры самооценки: ее адекватность, обоснованность, диференцированность и рефлективность. Во многих исследованиях (Захарова А.В., Липкина А.И., Савонько Е.И., Серебрякова Р.О., Прихожан А.М. и др.) показано центральное место самооценки в структуре личности,
Проблемы самосознания и самооценки в настоящее время становятся самыми популярными в психолого-педагогической науке о личности. При анализе нарушений самооценки исследователи обычно концентрируют внимание на изучении ее уровня (неадекватно заниженного или завышенного), меньший интерес вызывает такой параметр самооценки как устойчивость, хотя на важность изучения этой переменной указывает целый ряд авторов.
Рубинштейн С.Л. пишет: "Реальная личность, отражаясь в своём самосознании, осознаёт себя как " я ", как субъекта своей деятельности ". Он говорит, что человек прежде всего для нас определяется его отношением к своему труду, поэтому его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное общественное отношение к труду, по мнению Рубинштейна С.Л., является стержнем самосознания личности.
Самооценка является важным фактором, так как отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна – высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к тому, что человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Возникающие в процессе развития интеллекта ребенка формальные операции устанавливаются в возрасте 12–15 лет. Эти структуры, проявляющиеся в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от конкретного положения вещей, могут быть представлены с помощью комбинаторных систем и групп из 4 элементов. Формальные структуры служат основой логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление. Скорость, с которой ребенок проходит последовательные ступени развития, может быть не одинаковой, особенно в разных культурах. Дети различаются также и с точки зрения тех областей деятельности, отвечающей их способностям или выбранной специальности (профессии), в которых они используют формальные операции. Поэтому, хотя формальные операции логически и не зависят от того конкретного содержания, к которому они применяются, проводить испытания молодых людей лучше всего в той области, которая имеет непосредственное отношение к их деятельности и интересам.
Науке уже достаточно хорошо известны существенные изменения, происходящие в подростковом возрасте. Эти изменения показывают, в какой большой степени эта важная фаза онтогенеза затрагивает все стороны психического и психофизиологического развития, а не только связанные с инстинктами эмоциональные или социальные аспекты, которыми психологи часто ограничиваются при рассмотрении этой проблемы.
При изучении интеллекта и умственного развития детей в процессе обучения, на наш взгляд, целесообразно использовать два взаимосвязанных подхода: структурно-интегративный (М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова), позволяющий получить данные об уровне дифференцированности познавательных структур как носителя интеллекта, и образовательный в контексте проблемы обучаемости как восприимчивости к обучению и самостоятельному открытию новых знаний и их применению (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова и другие).
Но аспект влияния самооценки на интеллектуальное развитие ребенка освещён слабо, вследствие чего мы решили в своём исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется нам наиболее интересной и актуальной и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в практической деятельности психолога.
В настоящее время существует масса методик, с помощью которых возможно изучить самооценку подростка. В нашем исследовании в качестве диагностических методик исследования самооценки и интеллекта подростков мы отобрали две из них: методику С.А. Будасси (изучение самооценки) и тест структуры интеллекта Амтхауэра, это будет отражено более подробно в ходе нашего исследования.
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и интеллекта.
Объектом данного исследования является самооценка и интеллектуальное развитие подростков.
Предмет исследования – связь самооценки и интеллекта подростков.
Гипотеза. Нами было выдвинуто предположение, что существует прямая связь между самооценкой подростка и его интеллектуальным развитием: при нормальном уровне развития интеллекта отмечается адекватная либо высокая самооценка, что положительно сказывается на успешности его деятельности.
В соответствии с определенной целью и гипотезой исследования в нашей работе были поставлены следующие задачи:
1. провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме связи самооценки и интеллекта подростков;
2. определить основные понятия: самооценка, интеллект, особенности интеллектуального развития подростков, установить существующую связь между этими понятиями;
3.спланировать и организовать экспериментальный замысел по исследованию самооценки и интеллекта подростков;
4.обсудить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического исследования;
5.обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
Экспериментальная часть нашего исследования строилось на основе подобранных нами методик:
- методика исследования самооценки личности по Будасси;
- тест структуры интеллекта Амтхауэра.
База исследования: школа г. Москвы №1106 ЮЗАО.
В обследовании принимали участие учащиеся 7-го класса (13-14 лет) – 30 человек.