Содержание:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические подходы к определению интеллекта и самооценки. Зависимость самооценки школьников от их интеллектуального уровня 5
1.1. Определение понятия «самооценка» и подходы к определению интеллекта 5
1.2 Самооценка школьников и их интеллектуальные особенности. Зависимость самооценки школьников от их интеллектуального уровня 9
Выводы 23
Заключение 24
Список литературы 27
Список литературы
1.Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности/ В.Г. Асеев.– М.:Мысль, 2000. – 32 c.
2.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов./ Г.С. Абрамова– М., 2000. – 672 c.
3. Бернс, Р. Развитие Я - Концепции и воспитание:пер. с англ/ Р. Бернс.-М.: Прогресс, 1986. - 422 с
4.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 2001. – 464 c.
5. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии./ Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова. -2002.-№1.- 107 c.
6.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2002. – 288 c.
7.Веккер, Л. М. Психические процессы. В 3-х томах. – Т. 2. Мышление и интеллект./ Л. М. Веккер.– Л., 1976.- 249 c.
8.Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. //Психология мышления./ Дж. Гилфорд,– М.: Прогресс, 1965.- 118 c.
9.Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека./ М.А. Менчинская.– М; 2003. – 169 c.
10.Матюхина, М.В., Михальчик, Т.С., Прокина, Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.—256с.
11.Первушина, О. Н. Общая психология: Методические указания./ О. Н. Первушина.– Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.- 77 c.
12.Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта./ Ж. Пиаже.– М., 1969.- 322 c.
13.Равич-Щербо, И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/ И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. -М.: Аспект Пресс, 2000.-447 c. (Учеб. для вузов).
14.Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии./ С. Л. Рубинштейн.– М.: Педагогика, 2001.- 211 c.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Зависимость самооценки школьников от их интеллектуального уровня
Введение
Зависимость самооценки школьников от их интеллектуального уровня - одна из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема исследования становится сегодня крайне актуальной. Связано это с тем, что школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Ребенок сопоставляет уровень своих притязаний с результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит[1].
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Абрамовой Г.С., Матюхиной М.В., Бороздиной Л.В. и других.