Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Дидактическая игра как средство подготовки ребенка к школе
Введение
Поступление ребенка в школу является важным этапом его жизни. Данный этап связан с изменением социальной ситуации развития, возрастанием требований к ребенку, увеличением психоэмоциональной нагрузки. Поэтому особое значение приобретает уровень психологической готовности ребенка к школе, отражающий его способность осваивать новую учебную деятельность, следовать школьным правилам, адаптироваться к новому режиму дня и новым нагрузкам. В то же время по данным исследований, проведенных Н.И. Гуткиной , Е.Е. Кравцовой , И.Н.Пихенько и др., сегодня большая часть детей, поступающих в школу, испытывают трудности адаптации. Это выражается в том, что детям оказывается крайне сложно на необходимом уровне осваивать учебную деятельность, вызывает затруднения соблюдение дисциплины на уроке, выполнение домашнего задания и т.д. В результате дети быстро утрачивают интерес к школе, начинают лениться, отставать в учебе, нарушают школьную дисциплину, ухудшается психоэмоциональное и физическое состояние.
Актуальность данной работы связана с тем, что в такой ситуации возникает задача повышения эффективности работы по подготовке детей к школьному обучению. Данная работа должна начинаться заблаговременно, на этапе обучения и воспитания ребенка в детском саду. При этом остро стоит проблема использования оптимальных средств подготовки к школе. В частности, представляют интерес возможности дидактической игры, поскольку игра является наиболее привлекательным видом деятельности для детей дошкольного возраста.
Глава I. Теоретические основы использования дидактической игры как средства подготовки ребенка к школе
1.1 Проблема готовности детей к обучению в школе
Проблема готовности ребенка к обучению в школе не является новой для психологии. По данному вопросу проведено большое количество исследований. В то же время эта проблема не утратила своей актуальности и сегодня. Как пишет Л.Уварова , психологическая готовность ребенка к школе является основным условием его успешной адаптации, освоения учебной деятельности, достижения положительных учебных результатов. Именно поэтому среди многих проблем, возникающих в контексте гуманизации современного образования и его реформирования, особо важное значение в настоящее время приобретает проблема подготовки детей к школьному обучению.
И.Н.Пихенько отмечает, что начало обучения в школе, переход от домашних условий и условий детского сада к систематической учебе всегда представляли для ребенка серьезную психологическую нагрузку, а в настоящее время у многих детей вызывает состояния, которые ряд авторов называют школьным стрессом. Изучение статистических данных позволяет увидеть, что проблема неготовности детей к школе стоит более чем остро. Так, по данным Н.И. Гуткиной , среди 7-летних детей только 17% в полной мере готовы к школе, у более чем 60% детей не сформирована внутренняя позиция школьника.
Заключение
С учетом актуальности проблемы недостаточной готовности современных выпускников детского сада к школьному обучению была поставлена цель повысить готовность детей к школе с помощью дидактических игр. Для достижения данной цели было проведено теоретическое и эмпирическое исследование.
На основе анализа литературы было выявлено, что готовность ребенка к школе есть многогранный феномен, охватывающий не только определенный уровень знаний ребенка о мире, но и уровень развитие его способностей, его мотивацию и т.д. Это интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Готовность ребенка к школе включает мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный и волевой компоненты. Результатом формирования готовности ребенка к школе является школьная зрелость.
Подготовка к школе приходится на период дошкольного детства, когда ведущим видом деятельности выступает игра. В целом игра представляет собой особое отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие (Д.Б. Эльконин). В начале дошкольного возраста преобладает предметная игра, которая постепенно к старшему дошкольному возрасту сменяется на сюжетно-ролевую. Игровая деятельность способствует психологическому и социальному развитию ребенка, создает условия для развития мышления и речи, мотивации и воли, освоения основных социальных законов. В игре дети дошкольного возраста учатся общению и осуществлению совместной деятельности.