Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Общая психология
1. Объект, предмет и задачи психологической науки. Проблемы и закономерности психологии.
Психология (от греческого «психе» — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике.
Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Предмет психологии — это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных.
Задачи психологии:
- научиться понимать сущность психических явлений;
- научиться управлять ими;
- использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
- быть теоретической основой практики психологической службы.
5. Кризис психологической науки. Значение работы Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса»
В начале 10-х гг. ХХ века психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Этот кризис являлся показателем роста науки, развитие которой привело к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.
Борьба теоретических мнений, новые факты, полученные в период интенсивного развития исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, выявляли несостоятельность психологической теории и, прежде всего недостаточность её основания – субъективно-идеалистического представления о психике. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.
При наличии в психологии многих конкурирующих теоретических школ Л.С. Выготскому было очень сложно найти общий объяснительный принцип психологической теории. Это вело к необходимости анализа общего состояния мировой психологической науки. Таким целям служила его работа «Исторический смысл психологического кризиса».
По мнению Л.С.Выготского, движущей силой кризиса явилось развитие прикладной психологии, которое привело к перестройке всей методологии науки в естественнонаучном ключе. Кризис зародился не просто при столкновении новых фактов со старой структурой знаний, а при назревании порождаемой и стимулируемой практикой потребностей в переходе от частных теоретических схем к более общим.
11. Бихевиоризм: основные положения
Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958). Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение.
Поведение с точки зрения бихевиористов - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.
С точки зрения бихевиоризма личность - это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.
Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.
Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S - R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии - по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как сказал Уотсон, - продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.
15. Характеристика психических познавательных процессов. Ощущение и восприятие, их виды и свойства
Познание — весьма объемный по своему содержанию, многозначный термин.
В психологии - это термин, обозначающий человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть. Современная психология особо подчеркивает активный, творческий характер познавательного процесса, его несводимость только к отражению объективного мира.
В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов: специфические; неспецифические.
Специфические или собственно познавательные — это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.
Среди специфических процессов обычно рассматриваются:
Ощущения - процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
Восприятия — результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека.
19. Волевая регуляция деятельности человека. Проблема воли в различных школах психологии
Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.
В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:
Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности.
Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели.
Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:
инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.