Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности учебной мотивации у современных старшеклассников
Введение
Образование, как культурное явление, в нашей стране, да и во всем мире, хотя и медленно, но меняется. Школа, основной элемент системы образования, изначально консервативна, поскольку она обеспечивает преемственность поколений, сохраняя и аккумулируя в виде совокупности знаний весь накопленный предшествующими поколениями опыт, подготавливая новое поколение к жизни в определенном обществе и жизни вообще. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и новые общественные реалии требуют новых подходов в системе образования в целом и школе в частности. Новых подходов ко всему: к целям и задачам образования, методам и средствам обучения и воспитания.
Традиционные механизмы функционирования школьной системы уже не удовлетворяют основных участников образовательного процесса – детей. Неслучайно значительная их часть посещает школу по внешней необходимости, а не внутренней потребности. Естественная же тяга к познанию, присущая людям вообще, а детям в особенности, в современном обществе легко удовлетворяется обилием литературы и средствами Internet. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, отсутствует мотивация к учению. Следовательно, в этом школа не реализует главное свое предназначение – социализацию учащихся, их приобщение к положительным образам, выработанным в обществе, а через давление и навязывание понимание ценностей не происходит – это значит, что выросший ученик и не следует им. Поэтому, формирование внутренней потребности учащихся к получению систематических знаний становится важнейшей задачей современной школы.
1. Учебная мотивация в старшем школьном возрасте как научная и психолого-педагогическая проблема
1.1. Мотивы учения старшеклассников и основные подходы к их изучению
Концепции и теории мотивации человеческой деятельности появляются в психологической науке в 20- ых гг. ХХ века. В разных странах мира почти одновременно выдающиеся основоположники современных направлений в изучении мотивации: Н. Ах и К. Левин в Германии, З. Фрейд в Австрии, У. Мак Дауголл в Англии, И.П.Павлов и Е.Н.Соколов в России, У. Джеймс и Э. Торндайк в Америке, - начали интересную и плодотворную работу, которая продолжается их последователями и по сей день. Проблема мотивации по - прежнему является одной из центральной и фундаментальных в психологии, а в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполаганию принадлежит ведущая роль. Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые:, Дж.Аткинсон, Г. Холл, К. Левин, А. Маслоу, Г.Мюррей, Х.Хекхаузен, , В.К. Вилюнас, В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, , М.Ш. Магомед - Эминов, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, В.С. Мерлин, А.А. Файзуллаев, Д.Н. Узнадзе, , П.М. Якобсон, А.Н.Леонтьев, В.С. Мерлин, , Л.И.Божович др., посвятили изучению мотивов и мотивации огромное количество исследований.
Несмотря на такой пристальный интерес и большое количество работ по исследованию мотивов и мотивации, на данный момент однозначного определения данных понятий в психологии нет. Каждый автор по-разному подходит к трактовке этих психологических категорий.
В самом общем смысле, мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, побудительная причина действий и поступков [30, с.27]. Исследователи отмечают, что мотивы – это относительно устойчивые образования личности .
Одной из первых теорий мотивации была теория К.Левина, которую называют теорией ожидания. Она основана на том, что наличие потребностей не является единственным необходимым условием мотивации человека и каждый должен надеяться и ожидать, что выбранный им тип поведения действительно приведет к ожидаемому результату.
Ж. Годфруа под мотивом понимал соображение по которому субъект должен действовать. Х. Хекхаузен выделял динамическую сторону мотива и рассматривал мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношений «индивид – окружающая действительность». Этих целевых состояний человек стремится достичь. Д.Макклелланд и Дж.Аткинсон понятия «мотив» и «мотивация» в своих теориях определяют через понятия «социальные потребности» и «социальные мотивы». К.Роджерс соотносит мотивы с жизненными целями человека.