Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Образ иконописца в житийной литературе Древней Руси
Введение
Выбор данной темы исследования непосредственно связан с возможностью исследовать удивительную эпоху периода Древней Руси, которая хоть и является предметом изучения многих исследователей, но в ней наличествует много нераскрытых тем и образов. Литература всегда представляла собой мощный глубокий пласт культуры, в котором отражалось народное сознание и наиболее актуальная проблематика времени. Не стали исключением и памятники агиографической литературы.
Актуальность темы. Тема исследования на наш взгляд достаточно актуальна, так как дает возможность изучить совокупность житийной литературы и изобразительного древнерусского искусства в одном из его интереснейших проявлений — иконописной живописи. Данная тема дает прекрасную возможность выявить неразрывное единство и своеобразие древнерусской культуры, в котором столь уникально сплелись истинно славянская оригинальность и заимствованная византийская вязь.
Специфичность житийной литературы обусловлена самим временем, когда во главу угла ставятся религиозные мотивы и набожность, наличие которых в человеке считалось непременным атрибутом святости и духовности. Жития представляют собой уникальный сборник исторических, религиозных, бытовых моментов жизни древнерусской эпохи, из которых складывается образ средневековой личности. Как литературные памятники жития — прекрасная база для разработки канонов древнерусской эстетики и поэтики древнерусской литературы. При этом стоит помнить, что все это зиждилось на исконно византийском богословии и эстетических традициях греков. В житии важно прежде всего то, что хотел донести автор до свого читателя, даже через века. Это многолетний опыт духовного опыта, православного подвижничества и русской культуры через описание путей достижения святости на примере героей житийной литературы.
Глава 1. Искусство и литература Древней Руси
1.1. Связь литературы и искусства Древней Руси
После принятия христианства, Русь становится сильным государством с развитой культурой. В исторически короткий срок на Руси создается множество выдающихся произведений искусства. Живопись домонгольского периода теснейшим образом связана с творческой переработкой византийской художественной традиции. Рано обнаружилось своеобразие и самобытность русского творчества. Этому служит ансамбль фресок Собора в Киеве, включающие уникальные композиции. Это разнообразные сцены фигурок акробатов, борцов, различные сюжеты охоты, всадников и музыкантов.
Монументальная живопись Новгорода домонгольского периода свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях. Обращение к романскому искусству сообщило ей большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность.
Характерными особенностями новгородской живописи выступали сложные по составу нередицкие росписи. Это конкретность трактовки событий священной истории и предельная выразительность образов.
Особый раздел искусства домонгольской эпохи – иконопись. Памятников до нас дошло очень мало, но все они высочайшего художественного качества. Икона Спаса Нерукотворного подтверждает особую природу, поверхность произведения, сияющая и непроницаемая, написана теплыми тонами, мазками – «плавями».
Заключение
Изучение древнерусской культуры и литературных памятников по Киевскому патерику чрезвычайно затрудняется сложностью и разновременностью его состава. Кроме Нестерова жития Феодосия и похвалы Феодосию (неизвестного времени), он содержит взятые из «Летописи» сказания: 1) «что ради прозвася Печерский монастырь» – это повесть об основании, переделанная в XVII веке в «Житие св. Антония», и 2) «о первых черноризцах печерских» (Дамиан, Иеремия, Матфей и Исаакий Затворник). Оба отрывка принадлежат современнику, автору XI века – может быть, Нестору, хотя против этого предания есть сильные возражения.
Но главная часть патерика состоит из двух посланий начала XIII века (приблизительно 20-24 гг.): епископа Владимирского Симона и печерского монаха Поликарпа. Тому же Симону принадлежит и «Слово о создании церкви Печерской», то есть о построении каменного храма Успения Божией Матери. Лишь две главы Симона (о Тите и Евагрии и об Арефе) написаны
современником-очевидцем («сам видах»), и две другие – по сообщению старцев-очевидцев (об Афанасии Затворнике и Еразме), Все остальные главы посланий Симона и Поликарпа описывают события и людей, отдаленных более чем вековой древностью. Действительно, все упоминаемые ими святые подвизались в конце XI или начале XII века.