Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Следователь и его полномочия
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в России регистрируется все большее количество сообщений о преступлениях. Так, за 2013 год их зарегистрировано 28,35 млн., что на 7,5 % больше, чем в предыдущем, 2012 году. Однако, несмотря на устойчивый рост регистрируемых сообщений, возбуждается все меньшее количество уголовных дел. В 2013 году было возбуждено 1761,5 тыс. уголовных дел, что на 5,4% меньше, чем в 2012 году . Приведенная статистика свидетельствует о том, что качество расследования снижается в угоду лучшим статистическим показателям, что недопустимо в правовом государстве.
Успех расследования уголовного дела во многом зависит от субъекта расследования: следователя или дознавателя. Именно он определяет направление расследования, изобличает преступников, решает вопросы, входящие в процесс доказывания и т. д. Статус следователя закреплен в статье 38 УПК РФ, которая в 2007 году подверглась существенному изменению.
В 2007 году в целом произошли существенные изменения в системе правоохранительных органов и выделение двух самостоятельных органов: Прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ. Данная реформа по-новому обозначила статус и полномочия следователя. Вместе с тем, помимо решения проблем, стоявших перед реформой, новое законодательство принесло и новые вопросы, одним из которых является определение самостоятельности следователя и его взаимоотношений с прокурором, руководителем следственного органа и другими лицами. Большое количество теоретических и практических вопросов требуют своего решения. Всем вышесказанным, важностью следователя и его статуса, сложностью его современного правового положения, продиктована актуальность темы исследования.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС СЛЕДОВАТЕЛЯ
1.1Понятие и правовой статус следователя
Хотелось бы начать исследование с обращения к истории развития правового положения следователя. Очевидно, что полиция и расследование преступлений существовали в нашей стране с самого начала. Там, где есть человеческое общество – есть и преступность, а, следовательно, и те, кто с нею борется. Однако, не будем уходить в далекую историю и обратимся к царскому времени, а именно к 6 июня 1860 года, когда по указу Императора Александра II в России появились судебные следователи. Право вести следствие получили органы юстиции, согласно Судебным уставам 1864 года. На пути реформирования уголовного судопроизводства это одна из важных вех, благодаря которой впервые в России был воплощен в жизнь принцип разделения властей – судебная власть с этого момента отделяется от власти исполнительной и законодательной .
Итак, Александр II в 1860 году утверждает Учреждение Судебных Следователей.Базой осуществления деятельности данного учреждения становится принцип независимости судебных следователей от усмотрения местной администрации. Осуществляя предварительное следствие, судебный следователь находился под постоянным контролем прокурора и кроме того, в подчинении у окружного суда и судебной палаты .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, необходимо сделать следующие выводы.
Так, следователь, как участник уголовного судопроизводства и его правовой статус в УПК РФ не являются достаточно четко определенными. По нашему мнению, требуются существенные изменения законодательства, в связи с чем мы предлагаем внести редакционные изменения в УПК РФ и ввести следующую норму-дефиницию (ч. 1 ст. 38 УПК РФ):
«1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и проводить проверку сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях».
Кроме того, определяя процессуальную функцию следователя, мы заключили, что к стороне обвинения, согласно сущности осуществляемой им деятельности (расследования) он не может относиться. В связи с этим, представляется необходимым законодательное выделение следователя (дознавателя) из числа участников на стороне обвинения, а также систематизация норм, которые регулируют его деятельность, в отдельной главе УПК РФ.