Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Связь симптомов эмоционального выгорания с копинг-стратегиями у социальных работников
Введение
Актуальность исследования определяется снижением стабильности социально-экономической и политической ситуацией в стране и связанным в связи с этим формированием стрессовых ситуаций во всех сферах жизнедеятельности, и в большей степени в профессиональной деятельности. Социальная нестабильность приводит к увеличению числа индивидов и групп, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации. Среди таких состояний выделяют эмоциональное выгорание.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
Эмоциональное выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Эмоциональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма.
Тематика эмоционального выгорания довольно подробно исследовалась в психологии многими авторами (В.В.Бойко, Н.Е.Водопьянова, Е.В.Кузнецова, В.Е.Орел, Д.Трунов, Р.В.Шрейдер, Л.А.Язева и многие др.).
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы синдрома эмоционального выгорания и копинг-стратегий
1.1. Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания как следствие рабочих стрессов уже более 30 лет широко исследуется в психологии. Синдром выгорания(burnout) рассматривают как феномен личностной деформации, и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения.
Эмоциональное выгорание понимают как стресс-синдром, включающий совокупность симптомов, негативно влияющих на работоспособность, самочувствие и интерперсональных отношения профессионала.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в аспекте профессиональной деятельности. Этот синдром наиболее часто возникает у представителей социальных или коммуникативных профессий - системы «человек—человек» (это менеджеры всех уровней, учителя, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, медицинские работники, представители различных сервисных профессий) [19].
Заключение
В данной работе мы изучали взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у социальных работников. Исследование было направлено на выявление конструктивных копинг-стратегий уменьшающих риск возникновения эмоционального выгорания, как профессиональной деформации у социальных работников.
Исследование состояло из двух частей.
В первой части, теоретической, был проведен анализ литературы, благодаря которому мы рассмотрели проблему возникновения эмоционального выгорания у специалистов социальной работы, а так же особенности копинг-стратегий социальных работников.
Проведенное исследование показало актуальность проблемы эмоционального выгорания и необходимости поиска эффективных стратегий совладания со стрессом для социальных работников в силу высокой напряженности их труда, необходимостью решать проблемы других людей, быть ответственным за принятые решения, при этом осознавать то, что профессия не является престижной и хорошо оплачиваемой.