Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Речевой этикет в деловом общении
Введение
Этикет (в переводе с фр. etiquette – этикетка, ярлык) - это совокупность правил поведения, которые касаются отношения к людям (обращение с окружающими, формы обращений и приветствия, манеры поведения в общественных местах, одежда). Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их употребления в определенных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Можно выделить следующие разновидности этикета: дипломатический этикет, воинский, светский, церковный и деловой. Каждый вид этикета представлен системой свойственных ему этикетных формул, к примеру: Ваше преосвященство (церковному служителю высокого сана), товарищ майор и т.п. Тем не менее, для любой сферы общественной жизни характерен общий принцип использования этикетных - принцип вежливости.
В служебном общении использование этикетных средств также обладает регламентированным характером. ............
1. Этикет устного делового общения
Этикет речевого общения, прежде всего, заключается в соблюдении условий успешного речевого общения: доброжелательное отношение к адресату, демонстрация заинтересованности в разговоре, ''понимающее понимание'', настроенность на мир собеседника, искреннее выражение своего мнения, сочувственное внимание. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия служат как в регулятивных репликах, так и паралингвистические средства – мимика, взгляд, улыбка.
Таким образом, речевая этика представляет собой правила подобающего речевого поведения, в основе которых лежат нормы морали и научно-культурные традиции.
Этические нормы воплощаются в специальные этические речевые формулы и выражаются в высказываниях множеством средств разных уровней: как полнознаменательными словоформами, так и словами непознаменательных частей речи (междометие, частица).
.............
Заключение
Этикет подчинен сложившейся системе ценностей, отражает и закрепляет её. При деловом общении требуется соблюдать твёрдо закрепившиеся в деловой практике нормы и правила письменной речи, то есть то, что принято называть её речевым этикетом. Нормы данного этикета предполагают общественную договоренность о том, что считать принятым в деловой переписке, а что непринятым.
Универсальный принцип использования этикетных средств - это принцип вежливости, выражающийся в рекомендациях, данных читателям в одном старом русском письмовнике и не утративших актуальности в настоящее время: «Первая обязанность пишущего — помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем». Особенно важным это является сегодня, когда официальная переписка начинает носить более личный и динамичный характер.
.................