Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальные конфликты от причин до значений
Введение
Современное информационное общество характеризуется существованием огромного количества социальных противоречий на всех уровнях социального взаимодействия. Проблема конфликта стала особенно актуальной в XX в., когда число общественно значимых конфликтов во много раз превысило показатели всей предыдущей истории, а применяемые в ходе конфронтации вооруженные средства реально грозили гибелью всей цивилизации.
Среди ученых-обществоведов не утихают споры по поводу правомерности научного употребления самого понятия «социальный конфликт». Тем не менее как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе все чаще говорится о социальном конфликте как о научно-теоретической проблеме, имеющей актуализированную современностью практически-прикладную значимость.
Хотя в понимании этого термина нет полного единодушия, превалирует точка зрения, что сущностью социального конфликта следует считать противоречия. Более того, для начала конфликта необходимо наличие и субъективного противоречия, становящегося как бы противоречием второго порядка, непосредственно инициирующим конфликт. Это — осознание субъектом необходимости разрешения возникшего объективного противоречия и невозможности (либо нежелания) достижения этого «мирным», неконфликтным способом.
В работах многих современных социологов и культурологов так или иначе присутствует осмысление проблемы социального конфликта. ...........
1. Научные подходы к изучению конфликта, его видов и природы
Хотя конфликтология развивается относительно недавно, общие воззрения на конфликт возникли на заре становления человеческой культуры. Многое можно почерпнуть в устном народном творчестве – мифах, легендах, сказках, пословицах и поговорках, а также в древних религиозных книгах .
В истории изучения этого вопроса мы обнаруживаем две противоположные тенденции. Первая тенденция проявилась в учениях, утверждавших необходимость конфликтов, проистекающую из противоречивой сущности вещей. Все учения отмечали позитивную роль конфликтов как причин изменения и развития. Их основное различие состояло в том, где они усматривали истоки конфликтов: в сущности мира, общества или в природе человека. Данная тенденция берет свое начало в философии Гераклита (VI-V в.в. до н.э.), сформулировавшего идею всеобщности борьбы как необходимого условия существования мира и человека: «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости» . Значительно позже Т.Гоббс и И.Кант утверждали, что «естественное состояние» людей – это состояние «войны всех против всех». О необходимости и значении конфликта для развития общества и человека говорили такие разные мыслители, как Эпикур, Г.Гегель, К.Маркс, Г.Спенсер (состояние противоборства универсально). Ведущие социологи ХХ в. – Л.Козер, М.Вебер считали конфликт нормой социальной жизни, а его отсутствие «удивительным и ненормальным» явлением .
............
Заключение
Социальный конфликт - многокомпонентное, многомерное и многослойное образование, которое всегда присутствует и как бы растворено в обществе, общественных, межличностных отношениях. Система обратных связей между социальным конфликтом и средой его существования (социальная группа, общество) способствует как его «подпитке», так и разрушению. Любой социальный конфликт не может существовать достаточно долго без «подпитки», притока ресурсов, энергии извне т. к. любое общество постоянно подвержено изменению, социальные изменения вездесущи; в каждый момент общество переживает социальный конфликт, каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Если существуют отдельные элементы общества, влияющие на конфликт в ту или иную сторону, то возникнет неравенство социальных позиций по отношению к власти. На основе этого возникают различные интересы устремления, возникают трения и происходят изменения в структуре власти.
...............