Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у дошкольников
Введение
Актуальность темы исследования определена тем, что значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.И. Переслени).
Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
Изучением восприятия занимались многие современные физиологи и психологи Л.А. Венгер, Р.А. Гранит, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Т.С.
Комарова, Е.Е. Кравцова, Т.В. Лаврентьева, Е. Н. Соколов, К.В. Тарасова, В.В. Юртайкин и другие. Они полагали, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
...........
Глава 1. Теоретические основы познания мира ребенком дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «познание мира» и его составляющие
По мнению многих ученых, человек по¬является на свет с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложе¬но наследственно, а потому из него можно вырастить кого угодно. Если он вырастет среди волков - будет волком (Маугли), сре¬ди обезьян - обезьяной, а среди людей - может стать человеком. Еще Платоном под¬мечено: «Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он бу¬дет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему лож¬ное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля» [15;87].
С первых часов жизни мозг ребенка формируется под влиянием человеческого окружения, и процесс рождения продолжа¬ется почти всю жизнь, поскольку вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс ро¬ждения самого себя через познание того, что его окружает, - через познание мира - приобретение знаний и практических уме¬ний, их постоянное совершенствование.
Познание - это психологический про¬цесс, он связан с мышлением. Подтвержде¬ние находим в энциклопедических источниках. «Познание мира,- говорится в философском словаре М. М. Розенталя, - процесс отражения и воспроизведения... в человеческом мышлении действительности» [18; 318].
........