Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР
Введение
Актуальность исследования. Развитие навыков словообразования является главным условием успешности обучения ребенка в школе.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Формирование навыков словообразования у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место такая сложная речевая патология, как экспрессивная алалия.
............
1.1. Лингвистические основы словообразования
В современной науке словообразование рассматривается как особый раздел языкознания. Вопросы словообразования отражены в работах многих лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, А. И. Смирницкий, A.M. Шахнарович, Е.С. Кубрякова,, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Е.А. Земская, В.В. Лопатин, И.С. Улуханов, Н.Д. Арутюнова, Н.М. Шанский Н.М. Юрьева и др.).
В лингвистике термин «словообразование» используется в двух значениях. С одной стороны – это особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка, с другой – это сам процесс образования новых слов. [СРЯ Розенталь]
Балалыкина Э. А. пишет, что словообразование является основным средством пополнения словарного состава языка новыми лексическими единицами. Образование новых слов в языке связано с необходимостью выражения новых понятий, которые формируются в ходе развития человеческой деятельности. Образование новых слов осуществляется на базе уже имеющихся слов и основывается на определенных отношениях между группами слов, из которых одни обнаруживают "генетическую зависимость" от других [9].
Также для обозначения словообразования часто употребляется термин деривация. В этом случае он употребляется в узком смысле. Но термин имеет и более широкое значение: деривация понимается как название процессов создания вторичных (образованных) языковых единиц, в том числе и предложения, иначе говоря, процессов образования более сложных единиц языка из менее сложных. Для характеристики словообразовательных процессов деривация введена в 30-е гг. XX в. польским лингвистом Е. Куриловичем...........