Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие речи младших школьников путем работы с синонимами во 2 классе
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время культуре речи младших школьников уделяется большое внимание. Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов, т.к. является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.
Системность изучения языка способствует не только глубокому осознанию его грамматического строя, овладению его закономерностями, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся. Последнее непосредственно связано со свободным владением лексическим богатством русского языка.
Изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой лексических понятий, перед ними раскрываются существующие связи между лексикой и грамматикой, лексикой и орфографией, лексикой и стилистикой. Это создает необходимые предпосылки для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся.
Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся.
..........
Глава I. Теоретические основы методики развития речи младших школьников путем работы с синонимами
1.1. Описание понятия «синонимия» и сопутствующих понятий в лингвистической литературе
Синонимы (гр. synonymos - одноименный) - это слова одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской. Напр.: здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество, отчизна; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. [Розенталь: 203].
Термин «quasi-синоним» ввел Л.В. Щерба, стремясь подчеркнуть способность близких по значению слов обозначать переживание разных чувств, представлений и т.п. [Щерба: 301].
Согласно А.Н. Гвоздеву, синонимы — это слова с близким, но не тождественным значением, которые, как правило, имея общее понятийное ядро, проявляют разнообразные расхождения в значениях [Гвоздев:180].
Ю.Д. Апресян выделяет два подхода к определению синонимов: чисто семантический (он совпадает с описанным выше семантическим аспектом) и операционно-семантический, который опирается на возможность формального сравнения значений синонимов. Первый подход критикуется лингвистом из-за того, что, во-первых, сравнение значений синонимов не опирается на какую-либо формальную процедуру, а понятие оттенка значения не имеет достаточно ясного содержания, и, во-вторых, в большинстве определений упор делается не на общие семантические свойства синонимов, а на различия между ними. ......