Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблема леворуких детей
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, число «леворуких» только увеличивается. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить одного или двух, а иногда и более, детей, при письме рисовании и выполнении других видов деятельности активно предпочитающих левую руку правой,.
Но леворукость – это ни в коем случае не патология развития.
Асимметрия рук, или другими словами, доминирование правой или левой руки или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидозстрия), обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирует левое полушарие, которое отвечает за переработку вербальной информации, а у левшей доминирует, соответственно, полушарие правое.
Что касается левшей, то у них более сложное распределение основных функций между полушариями, которое не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования (Спрингер С., Дейч Г., 1983) показывают, что функциональная асимметрия у левшей менее выражена, центры речи могут быть расположены и в левом, и одновременно в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.
.......................
ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕВОРУКОСТИ
1.1. Обоснование врожденности леворукости
Сторонниками врожденности функциональной асимметрии рук было выдвинуто несколько теорий относительно причин возникновения леворукости детей. Согласно эмбриональной теории функциональной асимметрии рук, причиной праворукости является положение плода в утробе матери: в 65-70% случаев плод лежит на левой стороне, что обеспечивает большую свободу развития правой руки.
Другая разновидность эмбриональной теории праворукости говорила о том, что сдавление одной половины головы в эмбриональном периоде обеспечивает лучшее питание другой половины, в том числе и полушария. В большинстве случаев таким полушарием является левое.
Но эмбриональная теория подверглась критике со стороны многих ученых. В частности, указывалось, что если бы она была верна, то не было бы расхождения в асимметрии рук и ног. Среди критиков был немецкий психофизиологии анатом Е. Вебера, который отмечал, что были случаи, когда у детей-близнецов, находившихся в утробе матери во втором положении - на правом боку - в дальнейшем отмечалась не леворукость, как следовало бы ожидать, исходя из описанной эмбриональной теории, а праворукость.
Финские исследователи А. Телкя, К. Сойва и Н. Мяки в течение 9 лет проследили развитие асимметрии рук у детей-близнецов, одни из которых (77 человек) находились в утробе матери в первом положении, а другие (43 человека) – во втором. В результате праворукость обнаружилась у 88,5% первых и у 86% вторых.
....................