Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ответы на вопросы ИГА по Стратегическому менеджменту, Теории организации, Маркетингу
Теория организации
25. Предмет и метод теории организации. Основные школы теории организации
Любая теория имеет свой объект и предмет исследования, и систему методов исследования. Объект теории организации (то на что направлена познавательная деятельность исследователя) - организационный опыт окружающей нас действительности: она охватывает материал всех наук и всей жизненной практики, из которой они возникли, изучая и обобщая методы, способы организации природы и человеческой деятельности, устанавливает закономерности и тенденции их развития.
Предмет теории организации (исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта) – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.
Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод (буквально - путь к чему-либо) – упорядоченная деятельность по достижению определенной цели: научный метод – совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. Метод теории организации есть набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно-организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.
Классическая школа менеджмента сформиро¬валась в 20-х годах XX века. Основоположником этой школы был Ф. Тейлор, который предпринял удачную попытку и создал в единой концепции тео¬ретико-прикладной комплекс идей в труде «управление производ¬ством». В целом для данной школы были характер¬ны такие направления, как разработка унифицированных методов производства в соответствии с установленными стандартами, отбор персонала на соответствующие профессии с учетом индивидуаль¬ных качеств, совершенствование системы стимулирования работ¬ников, иерархическое построение производственной организации, повышение производительности труда в том числе и за счет сверх¬эксплуатации работников.
Ф. Гилбрет обосновал техническую сторону процесса совер¬шенствования организации деятельности персонала, исследуя дви¬жения рабочих и основных элементов, относящихся к машинам и инструментам. В целях упрощения работ, сокращения лишних тру¬дозатрат применяются такие методы исследования, как хрономет¬рирование (определение временных элементов, состоящих из одно¬го или ряда взаимосвязанных частей) и нормирование (установле¬ние времени для основных видов работ).
А. Файолем было сформулировано 14 принципов управле¬ния, являющихся по существу составной частью теории организа¬ции. Данные принципы классифицируются как структурные (раз¬деление труда, единство цели и руководства, соотношение центра¬лизации и децентрализации, власть и ответственность, цепь), принципы процесса (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, единство команд, подчинение главному интересу), ко¬нечного результата (порядок, стабильность, инициатива, корпора¬тивный дух). Однако, это направление не полностью обеспечивало рост производительности труда, как это полагали представители классической школы.
..............