Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обучение иноязычной диалогической речи с использованием ролевых игр в системе дополнительного образования
Введение
Язык – это самое важное средство общения всего человечества. В современном обществе укрепилось мнение, что знания родного языка недостаточно, поэтому сегодня педагоги стараются усовершенствовать методику обучения иностранным языкам. Как известно, знание иностранного языка не только помогает в межкультурной коммуникации, но и повышает уровень общего образования детей, способствует формированию цельной личности, значимой в своей социальной среде.
Несмотря на то, что методика формирования навыков диалогической речи на иностранном языке обособилась в самостоятельный раздел методики преподавания иностранных языков сравнительно недавно, сегодня уже существует большое количество различных методик и подходов к обучению диалогической коммуникации. Методика игрового обучения английскому языку давно интересует исследователей. Однако следует отметить, что игры довольно редко используются в практике дополнительного и школьного образования, хотя и существует уверенность в необходимости их доминирования в процессе обучения иностранному языку. Различные языковые и речевые игры являются эффективным средством развития навыка диалогической речи, т.е. позволяют достичь иноязычной компетенции в полной мере.
.............
Глава I. Теоретические основы обучения иноязычной диалогической речи
I.1. Диалогическая речь как цель обучения. Типичные ошибки учащихся в иноязычной диалогической речи
Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, заключающийся в устной коммуникации людей на иностранном языке. Обучение говорению в процессе изучения иностранного языка дает возможность учащимся в будущем поддерживать контакт в процессе общения на иностранном языке, запрашивать необходимую информацию, выражать свою точку зрения. Иначе говоря, если человек овладел навыком говорения на иностранном языке, можно утверждать, что он полностью достиг коммуникативной компетенции, которая подразумевает способность и готовность к общению на иностранном языке согласно целям и ситуации общения.
С. Торнсбери выделяет две основные цели говорения на иностранном языке. Первая цель – чисто деловая, направленная на умение предоставить какую-либо услугу человеку. Второй целью является межличностная, т.е. умение устанавливать определенные отношения с собеседником [Thornsbury S., 2009, c.13].
Для развития навыка говорения учащихся необходимо учитывать как лингвистические, так и лингвистические и социокультурные знания.
К лингвистическим знаниям S. Thornsbury относит следующие знания: «genre knowledge», т.е. влияние сферы общения на процесс говорения, будь то деловой разговор или дружеская беседа, заранее подготовленная коммуникация или экспромтная речь; «discourse knowledge», т.е. умение организовывать коммуникацию и объединять индивидуальные высказывания в логичную беседу, причем интерактивность беседы можно назвать одним из главенствующих факторов (для выполнения этого условия говорения школьники должны научиться пользоваться так называемыми дискурсивными маркерами, например, well, right, now, anyway, oh, and, so, because, then, I mean и т.д.); «pragmatic knowledge», т.е. умение соотносить язык и используемый контекст; «Grammar», т.е. соблюдение грамматических норм языка; «vocabulary», т.е. использование необходимых лексических единиц, идиом, фразеологизмов, рамочных конструкций, социокультурных формулировок и дискурсивных маркеров; «phonology», т.е. правильное произношение и хорошая артикуляция [Thornsbury S., 2009].
.............