Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Отношение подростков к природе
ВВЕДЕНИЕ
Решающую роль в развитии системы отношения человека играют общественные отношения, под воздействием которых формируются его смысловые установки как внутренние регуляторы поведения в социальной и природной среде, в мире людей и вещей. Однако в психологии достаточно полно изучены отношения с миром людей и значительно слабее отношения с природой. Между тем, природа является важным фактором нравственного развития. Опасные несбалансированности во взаимодействии человека и природы, отражающиеся, в частности, в экологических проблемах, существенно влияют на все стороны жизни человека. Утверждение самоценности природы, отношение к ней «ради нее самой» является условием самореализации человека в его универсальности, разносторонности способностей, другими словами - условием развития человека как личности. В современной ситуации научно-технических преобразований взаимоотношения человека и природы приобретают исключительную актуальность. Важно, чтобы индустриализация во всех ее проявлениях не оборвала нити, связывающие человека с природой, не подавила в нем тяги и любви к этому важному источнику духовных ценностей, духовного здоровья.
К сожалению, отношения с природой еще не занимают должного места в системе отношений детей. Причем потребность общения с природой в значительной степени развитая у младших школьников по мере их взросления угасает. Между тем, раскрытие тайн природы, ее охрана отвечает возрастным интересам детского подросткового возраста, способствуя их нравственному развитию. .............
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ К ПРИРОДЕ
1.1 Возрастные особенности развития отношений подростков к природе
Готовность личности ответственно относиться к окружающей среде, способность пользоваться своими экологическими знаниями, представлениями и умениями в самых разных сферах жизнедеятельности есть не что иное, как отражение ее экологического сознания, его центрального (мировоззренческого) компонента, предопределяющего и детерминирующего соответствующее поведение в экологически проблемных ситуациях. И основы такого поведения, естественно, закладываются в детстве — у детей дошкольного, предшкольного и школьного возраста. При этом надо отметить, что формирование экологического сознания и мировоззрения с помощью методов экологического образования детей и взрослых является в настоящее время широко распространенной практикой.
Идея Френсиса Бэкона о том, что человека можно научить мыслить правильно, сыграла значительную роль в образовании и науке. У образованного человека формируется образ мыслей, и он важнее формул и фактов. Мудрые люди говорят, что образование - это то, что остается у вас, когда вы забыли, чему вас учили. У образованного человека другой уровень понимания. Проблему взаимодействия человека с окружающей средой образно выразил румынский драматург Эжен Ионеску: «Существует человек созерцательный, он стремится приспособиться к миру, существует человек деятельный - он стремится приспособить мир к себе. Нужно, чтобы мир и человек сделали шаг навстречу друг другу».
........