Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Духовно- нравственное воспитание школьников в условиях хоровых занятий в ДМШ
Введение
Актуальность исследования
Детский и подростковый возраст является одним из уязвимых периодов жизни человека, и в то же время, одним из наиболее ответственных с точки зрения формирования личности, ее норм, ценностей, нравственных ориентиров. На современных подростков воздействует достаточно большой объем разнородной информации со стороны СМИ и Интернета, влияющий, в том числе, и на становление нравственности. С учетом того, что общество переживает один из кризисных периодов, сказывающийся негативно и на нормах морали, дети и подростки, как наиболее неустойчивая социальная группа, особенно нуждаются в целенаправленном формировании нравственных и ценностных ориентиров, которые могут быть противопоставлены тем ложным, которые пропагандирует Интернет, социальные сети, онлайн- и видеоигры.
Ввиду того, что ребенок на современном этапе значительную часть времени проводит в школе и учреждениях дополнительного образования, а любое образовательное учреждение представляет собой особый микро-социум с соответствующими нормами и правилами, формирование нравственных ориентиров подростков должно осуществлять именно в образовательном учреждении. Это актуально в том числе и из-за активной занятости в профессиональной деятельности большинства родителей, у которых, зачастую, не хватает времени на беседы с детьми.
............
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в отечественной гуманитарной науке
1.1. Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах православных мыслителей
Проблемы организации и норм духовно-нравственного воспитания детей и подростков в России базируются на историческом наследии. В частности, еще в древних памятниках отечественной литературы («Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой») уделено особое внимание различным аспектам духовно-нравственного воспитания детей.
В средневековье на Руси идеал, на котором базировалось духовно-нравственное воспитание, был укоренен в православной религии и представлен в образе Иисуса Христа. Православная вера стала одним из ключевых факторов развития системы духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание имело практическое значение, которое актуально и в настоящее время: чтобы удерживать обширную территорию страны необходимо иметь общую систему нравственных и ценностных ориентиров, смыслов жизни, определенных нравственных идеалов, таких, как честь, достоинство, верность, самоотверженность, служение Родине, любовь. В дореволюционный период развития России становление теории и практики духовно-нравственного воспитания можно подразделить на отдельные этапы.
Первый этап формирования теории духовно-нравственного воспитания (И.Златоуст, М.Грек и др.) отмечен преобладанием церкви и церковного мировоззрения в духовно-нравственном воспитании. Целью нравственного воспитания является добродетель и страх Божий, который возможно было достичь через аскетизм, суровость, монашество. ........