Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие корпоративного управления в банке
Введение
Систему корпоративного управления можно представить в виде треугольника, углами которого являются исполнительные органы акционерного общества, его совет директоров и сами акционеры. Работа органов корпоративного управления направлена на обеспечение эффективности деятельности компании в среднесрочной перспективе, а также на успешное достижение целей её стратегического развития.
Банк является специфической организацией: с одной стороны, банк – это коммерческое предприятие, имеющее главной целью получение прибыли, с другой стороны, банк – это кредитная организация, наделенная исключительным правом осуществления ряда банковских операций и сделок. Состав этих операций и сделок, а также используемые направления привлечения и размещения ресурсов делают банк не только экономически, но и социально ответственной организацией. В этой связи значимость для общества организации эффективной системы банковского корпоративного управления ещё более возрастает.
Практика взаимоотношений между акционерами и органами управления компанией не всегда соответствует требуемому уровню прозрачности, эффективности и защиты прав акционеров и инвесторов. Это объясняет широкий интерес к проблемам корпоративного управления, нашедший отражение в законодательных требованиях и правилах, а также разработке передовых принципов корпоративного управления на уровне международных организаций и центральных банков.
В современных условиях развития общества, банковского бизнеса система целей корпоративного управления расширяется. Сегодня оно направлено не только на обеспечение прав акционеров и сохранности их средств, вверенных банкам, но и на снижение рисков, определении миссии и стратегии кредитной организации, подбор персонала и контроль за его работой, организацию и осуществление операционной деятельности, построение корпоративной культуры, организацию систем управления рисками и внутреннего контроля. Одной из ключевых задач системы корпоративного управления банка выступает строжайшее соблюдение банковского законодательства.
............
1. Теоретические аспекты организации корпоративного управления в коммерческом банке
1.1. Понятие и ключевые элементы системы корпоративного управления
Понятие «корпорация» произошло от латинского слова «corporatio», что означает «объединение». В общем смысле корпорация представляет собой «совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо» [22, 15].
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), который является основополагающим законодательным актом в части регулирования деятельности юридических лиц, понятие корпорации отсутствует. Однако в ГК РФ выделяются признаки корпоративного юридического лица. Так, согласно ст. 65.1 ГК РФ, каждое юридическое лицо, учредители которого имеют право участвовать в жизнедеятельности данного субъекта, формируют высший орган управления – Общее собрание участников – относятся к категории корпоративных юридических лиц [1]. Согласно данному толкованию, по сути, корпоративными могут быть юридических лица самых различных организационно-правовых форм. Однако на практике, в большинстве случаев, организационно-правовой формой корпорации является акционерное общество. Такая организационно-правовая форма характерна для большинства коммерческих банков, хотя немало банков функционируют и в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Интерес зарубежных исследователей и широкой общественности зарубежных стран к развитию корпоративного управления, связанный, главным образом, с проблемой отделения собственности от контроля, стал развиваться ещё в конце 1970-х – начале 1980-х гг., а в 1990-е гг. появилось достаточное количество исследований и практических рекомендаций по данной тематике.
В концу 1990-х – началу 2000-х гг. был опубликован ряд документов, имеющих целью развитие корпоративного управления, в том числе:
- Принципы корпоративного управления (1999 г.), разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
.............