Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме формирование лексической стороны речи у детей 5-6 лет с зпр посредством дидактических игр
Введение
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена теме: «Формирование лексической стороны речи у детей 5-6 лет с ЗПР посредством дидактических игр».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время остро встают проблемы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
Развитие детей с ЗПР происходит с отличиями от развития детей в норме. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда речь, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм именно для этого возраста.
На протяжении последних десятилетий проблема ЗПР являлась объектом изучения многих исследователей (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, Е. С. Слепович, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.), в трудах которых представлены научные данные об особенностях познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы этих детей.
.........
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Формирование лексической стороны речи в онтогенезе
Речь выступает как основное средство человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получить и передать информацию, обучаться. Благодаря речи человеческое сознание обогащается опытом других людей и развивается. Тут речь выступает не только как средство коммуникации, но и как средство мышления, носителя сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно многообразию её функций речь рассматривается как полиморфная деятельность.
Все слова, употребляющиеся в языке, формируют словарный, то есть лексический состав языка.
Лексический состав является важнейшим компонентом языка, без овладения которого невозможно овладеть речью в качестве средства общения и орудия мышления. Лексика является сложной системой, состоящей из разных по происхождению, по области употребления и стилистической значимости групп слов. Лексику характеризует, во-первых, множественность составляющих ее единиц, во-вторых, изменчивость состава, в-третьих, известная неопределённость границ, которые отделяют разные её области. Все названные особенности обуславливаются тем, что именно в лексике прямо отражаются явления окружающего мира.
....