Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние детско-родительских отношений на самооценку старшего дошкольника
Введение
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Семья как первичная ячейка общества в первую очередь влияет на ребенка, на его восприятие окружающего мира.
Проблемы, касающиеся детско-родительских отношений затронуты в трудах А. Болдуина, Д. Боумрида, В.И. Гарбузова, Э. Арутюнянц, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, А.Я. Варга, А.С. Спиваковской, М. Сигельмана, Л. Б. Шнейдер и других. Авторы рассматривают вопросы, касающиеся типов воспитания детей, типов неправильного воспитания детей, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияющие на личностное и психическое развитие детей и в свою очередь на процесс их социализации и адаптации в социуме.
В старшем дошкольном возрасте происходит базисное становление самооценки, которая оказывает огромное влияние на общее развитие личности. При этом отмечается, что развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительских отношений.
С самых малых лет – семья остается для ребенка основной и единственной моделью социальных отношений. Именно в семье на основе различных взаимовнушений, взаимовлияний, особенностях взаимодействия образуется особая атмосфера, благодаря которой даже не озвученные вслух мысли могут быть поняты ребенком и, проникая в его сознание, могут проявиться в дальнейшем в поведении.
........................
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и ее формирование в дошкольном возрасте
1.1Подходы к определению самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Самооценка активно изучалась в психологии (У. Джеймс, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.).
Ее определяют как важный фактор формирования личности, позволяющий человеку осуществлять активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяющий уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений к окружающим.
В трудах отечественных и зарубежных психологов самооценка рассматривается и как компонент самосознания, и как личностное образование.
Среди отечественных и зарубежных психологов не мало тех, кто считает самооценку структурным образованием самосознания (И. И. Чеснокова, К. Роджерс, Р. Бернс, М. Розенберг, Дж. Р. Уайли, У. Джеймс), Согласно данному подходу самооценка - это концентрированный результат самопознания собственного «Я», позволяющий сравнивать степень соответствия своих реальных действий идеалам, принципам, желаниям. Самооценка выполняет оценочные функции самосознания, включающие эмоционально-оценочные отношения личности к себе, отражающие специфику понимания личностью самого себя. С другой стороны, в современных отечественных психологических исследованиях сущность самосознания определяется как восприятие личностью многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях, и в соединении этих образов в единое целое образование — в понятие собственного «Я». Причем формирование образа «Я» является результатом самосознания, осуществляющего рефлексию (И. И. Чеснокова и др.) [76].
В ряде исследований, выполненных в русле гуманистической психологии, самосознание определяется с помощью термина «Я-концепция», под которой понимается совокупность всех представлений индивида о самом себе.
.................