Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эмоциональное развитие дошкильников
Актуальность исследования: человек, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, так он воспринимает окружающий мир, ситуацию.
Говоря о многих детях дошкольного возраста, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. [Е.Е. Дмитриева 1989]. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения [Е.Н. Васильева (1994), Г.Н. Ефремова (1997)].
При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Т.о., без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится поведению в различных ситуациях.
Проблемы семьи и влияния родителей на развитие ребенка в целом давно привлекают внимание ученых. Тема семейного воспитания нашла отражение в произведениях И. И. Бецкого, Е. Н. Водовозовой, Н. А. Добролюбова, П. Ф. Каптерева, Е. И. Конради, А. С. Макаренко, Н. И. Новикова, В.А.Сухомлинского, С. Т. Шацкого и других.
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей детско-родительских отношений в дошкольном возрасте и их влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы детско-родительских отношений дошкольников и родителей.
Целью нашей работы является исследование особенностей эмоционального развития дошкольников.
Объектом исследования являются особенности эмоциональной сферы у дошкольников.
Предметом исследования являются влияние родителей на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Гипотеза исследования: Наше исследование основывается на предположении о том, что авторитарный и попустительский стили способствуют формированию эмоциональных отклонений у детей.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследовании, определить понятия эмоции, эмоциональная сфера, виды эмоций.
2.Выявить особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и определить роль семьи в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников;
3.Охарактеризовать семью как культурно-исторический феномен и социальный институт, рассмотреть типы семей, стили семейного воспитания, влияние родителей на развитие эмоциональной сферы дошкольников;
4.Провести экспериментальное исследование эмоциональной сферы дошкольников и определить роль родителей в процессе развития эмоциональной сферы детей.
Нами были подобраны следующие методики по исследованию тревожности у дошкольников:
1.Проективная методика «Дом, дерево, человек».
2.Проективная методика «Несуществующее животное».
3. Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».
4. Тест явной тревожности детей Тейлора (CMAS);
5.Методика диагностики детско-родительских отношений по методике А.Я.Варга – В.В.Столина.
База исследования: эксперимент проводился на базе ГОУ детский сад № 182 г. Москвы в старшей группе. В данном ДОУ применяется программа воспитания и развития детей «Детство». В исследовании принимали участи 20 детей в возрасте 5 лет.