Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Жанр повести в советской детской литературе
Введение
Специфика детской литературы ХХ в. заключается в постоянном эволюционировании, рецепции классических традиций и нововведениях, опоре на солидную научную и психолого-педагогическую основу. Детская литература этого периода перестала быть падчерицей «большой» литературы, узкоспециальным явлением, преследующим исключительно практические цели. Этот пласт художественного творчества вливается в общий литературный поток и становится его важной и неотъемлемой частью.
Детская литература и литература для взрослых в ХХ веке идут рука об руку. Литература для подрастающего поколения органически вбирает в себя основные тенденции развития литературы для взрослых, закрепляет их, несколько преобразуя и переосмысливая. В свою очередь, взрослая литература невольно оглядывается на детскую, ищет в ней поддержку и подтверждение своих констант. Так, исследователь взрослой литературы Я.В. Солдаткина отмечает расцвет эпического мышления в русской литературе первой половины ХХ века, актуализация которого «продиктована мировоззренческими и социокультурными задачами по созданию цельного, масштабного, широкого эпического образа мира, соответствующего той общественной реальности, которая создавалась при сталинском правлении»[45, с. 76], что характерно и для детской литературы.
.........
Глава 1. Теоретические основы изучения жанра повести в детской литературе
1.1. Жанр повести в литературе
На сегодняшний день в науке уже сложилось представление о том, что между крупными эпическими формами (эпопея, роман) и миниатюрными (притча, анекдот) существуют малые разновидности эпики, к которым относят новеллу и рассказ. Однако вопрос о жанровой природе повести остается открытым. В. Белинский так писал о специфике повести: «Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни» [1].
Сегодня можно с уверенностью констатировать отсутствие устойчивых критериев единой классификации жанров. Между тем, литературоведение все больше внимания уделяет жанровым проблемам, «жанром произведения определяется эстетика художественного произведения» [2]. Однако твердого подхода к вопросу о соотношении жанровых компетенций внутри малых эпических форм на сегодняшний день нет. Отсюда проистекает и терминологическая неопределенность в четком обозначении того, что конкретно понимается под «малым повествовательным жанром». Одни исследователи, например, В.П. Скобелев, рассматривают повесть как среднюю эпическую форму, а новеллу и рассказ не разграничивают на основании общности черт (одномотивное движение фабулы и «приписанность одному субъекту восприятия»).
........