Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование нравственного и психологического контекста в повести Л.Н. Толстого "Казаки"
ВВЕДЕНИЕ
Давно замечено, что творчество больших писателей сравнимо с мощным магнитом: оно непременно начинает обрастать так называемой вторичной, то есть судящей и рассуждающей, литературой, причем процесс этот чем стремительней и неудержимее, тем ярче, крупнее, значительней талант художника. Это утверждение можно целиком и полностью отнести к творчеству Л.Н. Толстого и его повести « Казаки».
Идейно-художественное своеобразие романа обстоятельно представлено в работах Н.К. Гудзия «Великий русский писатель Л.Н. Толстой», В. Мануйлова «Повесть Л.Н. Толстого «Казаки», В.И. Фатющенко «Чувство жизни и поэзия жизни в творчестве Л.Н. Толстого (50 – е – начало 60 – х. годов)». Однако роль психологического и нравственного контекста в повести Л.Н. Толстого «Казаки», описание любовных историй в ней является малоизученной, что и определило актуальность дипломного сочинения.
Почти три года Толстой провел в станице Старогладковской, где жили гребенские казаки – смелые, вольнолюбивые люди, никогда не знавшие крепостничества. Их жизнь – воинов и земледельцев – произвела на молодого Толстого неизгладимое впечатление. Толстой воссоздал в своей повести картины казачьей жизни, показав ее в поэтическом свете. Как и герою повести, офицеру Оленину, молодому Толстому простая и вольная жизнь казаков на Кавказе представлялась полной очарования и счастья. Как и Оленин, Толстой мечтал навсегда остаться слиться с народом, жениться на казачке, вести крестьянское хозяйство, позабыть о шумной городской жизни, никогда больше не видеть своего, аристократического круга. Однако, как и у своего литературного героя, не все планы Толстого реализовались, однако повесть от этого ничем хуже не стала, а и по сей день привлекает все многих и многих исследователей.
ГЛАВА 1. ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАЗАКИ»
1.1.История создания повести Л. Н. Толстого «Казаки»
История создания «Казаков» достаточно сложна.
Повесть писалась с перерывами, более десяти лет (1852—1862 гг.), несколько раз по ходу работы меняя свой план, размеры замысла, ход действия, имена и характеры действующих лиц. Незадолго до выхода в свет она определенно представлялась Толстому состоящей из трех самостоятельных частей и он работал над последней частью (рукопись с датой 15 февр. 1862 г.); осенью после женитьбы денежные обстоятельства побудили его спешно взяться за обработку этого обширного и далеко не законченного материала; он быстро привел в порядок наиболее готовую первую часть повести, присоединил к ней развязку и отдал в «Русский Вестник», отметив в Дневнике под 19 декабря 1862 г.: «кончил «Казаков» 1-ую часть» [Цит. по Купреянова, 1981, с. 389].
Таким образом, замысел был урезан и весь заготовленный для продолжения художественный материал остался лежать, ожидая своей очереди. Первые два-три года Толстой еще мечтал, что эта очередь наступит: в 1865 г., уже в разгаре работы над «Войной и Миром», он в заметке дневника говорит, как об одном из возможных типов романа, о своих «Казаках будущих». Но эти «будущие Казаки» не увидали света; повесть постигла та же участь, что задуманный в широком масштабе «Роман русского помещика», из которого был подобным же образом в 1856 г. выкроен рассказ «Утро помещика».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены нравственный и психологический контексты в повести Л.Н. Толстого «Казаки».
Были изучены литературно-критические работы и литературоведческие источники по творчеству Л.Н. Толстого, в частности, выяснено, что ни одно из произведений Толстого, написанных до 1863 года, не вызывало такой широкой дискуссии в критике, как «Казаки». Повесть не просто упоминалась среди других произведений, а подробно разбиралась в специально посвященных ей статьях. Несмотря на внешне незлободневный сюжет, повесть вызвала острую, оживленную полемику. Критика в целом была единодушна в понимании главной мысли произведения. «Главная, основная мысль новой повести гр. Толстого очевидна,— писал критик Е. Эдельсон. – Это столкновение хорошей, но поломанной искусственной цивилизацией души с бытом грубым, но свежим, цельным, крепко сплоченным, – причем победа остается, конечно, на стороне последнего» [Цит. по Бабаев 1981: 92] .
Основной темой повести является возвеличение духовного мира людей труда и развенчание духовного мира привилегированных со¬словий, т.е. поднятие социальной вопроса. Толстой сделал упор на поэтизации трудовой жизни, скла¬дывающейся на ее основе психологии простых людей. Не менее важную роль в идейно – художественном своеобразии повести занимает образ народа, представленный в непримиримом конфликте с противостоящим ему миром.