Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эстетического воспитания ребенка средствами социокультурной среды в семье 7
1.1 Понятие и сущность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста 7
1.2Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 11
1.3 Семейное воспитание как социокультурный феномен 15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей эстетического воспитания ребенка средствами социокультурной среды в
семье 19
2.1Определение методов исследования и проведение эксперимента 19
2.2Программа развития эстетического вкуса средствами социокультурной среды в семье 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
Список литературы
1.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998.
2.Андреева А.Д. и др. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1994.-250с.
3.Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 1988 ., 188 с..
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5.Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. – М., 2000.
6.Братусь Б.С. Нравственное познание личности. – М., 1985.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.:Просвещение., 1990. – С. 15 – 34.
8.Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М., 1975.
9.Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. – М., 1956.
10.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
11. Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.: Академия, 1982.
12.Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
13.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 1999.
14.Гавриловец К.В., Каземирская И.И. «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». – Минск, 1988.
15.Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993г, 564 с.
16.Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников. - Екатеринбург, 2003. - 305 с. (Гриф УМО)
17.Золотова А.В. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1992 – №5-6.
18.Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 томах / Сост. В.П.Шестаков. М., 1973г.
19.Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления. – М., 1973.
20.Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972;
21.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
22.Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, родителей, воспитателей и музыкальных руководителей: Конспекты занятий: Сценарии досугов, развлечений, праздников.- М.: АРКТИ, 2002 (Домодедово: ДПК).- 224 с
23.Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Под ред. Н.И. Загоренко. – Новосиб., 1988.
24.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
25.Основы эстетического воспитания, (под ред. Г. Л. Абрамовича и др.), М., 1975.
26.Пиличяускас А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки // Музыка в школе. – 1990 – №4.
27.Психологический словарь, 1983. С.332.
28.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.,Т.1., Т.2. М., 1989
29.Сборник статей "Эстетическое воспитание" под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.
30.Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1998.
31.Харин А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы. // Начальная школа. – 2001 – №6.
32.Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974
33.Эстетическое образование в период детства: коллективная монография /Отв. ред. А.Ф. Яфальян. – Екатеринбург, 2004. – 180с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эстетическое воспитание ребенка средствами социокультурной среды в семье
Введение
Актуальность исследования: Полнота духовной жизни во многом определяется эстетической развитостью личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармонической многосторонней координации с природой и обществом. Проблема становления «человеческого в человеке» сегодня приобретает особую актуальность в связи с изменившимися общественно- социальными, политическими и иными условиями существования и развития человека. Информационный «бум», прагматизация всех сторон жизни ведут к вытеснению эстетической среды, следовательно, культурному и духовному оскудению жизни общества и человека.
Необходимой предпосылкой становления эстетической культуры личности выступает развитое эстетическое восприятие. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве «человек открывает прекрасное в самом себе», что особенно значимо в детстве и отрочестве, когда человек обнаруживает и переживает «чувство восхищения красивым, человечным в самом себе» (В.А. Сухомлинский).
Особую актуальность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Во-первых, младшие школьники имеют богатые предпосылки для развития эстетического восприятия (повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции); во-вторых, «увядание» эстетической жизни ребенка начинается с началом обучения в школе, когда на первый план выдвигается работа интеллекта, а его эстетические восприятия и переживания оказываются невостребованными.
Воспитание ребенка проходит в большей степени в семье. И именно от того, каким образом построении воспитательный процесс детей в условиях семьи как социокультурной среды зависит дальнейший уровень развития ребенка. В современных работах по специальной психологии и коррекционной педагогики практически нет исследований, посвященных особенностям эстетического воспитания ребенка средствами социокультурной среды в семье.