Скачать пример (образец) дипломной на тему "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...."

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества

  • Номер работы:
    216195
  • Раздел:
  • Год добавления:
    30.04.2012 г.
  • Объем работы:
    86 стр.
  • Содержание:
    Содержание

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 7
    1.1 Сущность и содержание понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» 7
    1.2 Особенности и задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 13
    1.3 Устное народное творчество как средство патриотического воспитания детей 28

    Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование возможности использования устного народного творчества в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 44
    2.1 Организация опытно-экспериментального исследования 44
    2.2 Результаты использования устного народного творчества в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 52
    Заключение 63
    Список использованной литературы 68
    Приложения 73

  • Выдержка из работы:
    Некоторые тезисы из работы по теме Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества
    Введение

    Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Само понятие «патриотизм» девальвировалось в обществе. И обесценивание произошло за счет того, что другие, мнимые ценности стали приоритетными среди людей. Это наблюдается в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, его традиций и духовной истории. Как известно, такое обнищание нации, потеря кровной связи между поколениями ведет к дикости и варварству.
    Важной проблемой является переосмысление сущности воспитания ребенка. Для того чтобы научить ребенка любить Родину, необходимо обратиться к классике, которая всегда учила патриотизму, надо ознакомить его с традициями, обычаями, культурой своего народа. Научить уважать и чтить их, ибо нет в человеческой жизни более значимых целей, чем свобода и независимость Отчизны, ее слава, могущество, честь и достоинство. С постижения этих категорий и начинается человек как личность.
    В современных условиях, на фоне очевидного упадка традиционных ценностей, все больше осознается значение уважение и любви гражданина к своей стране, Родине, ее культуре и истории. На это многократно указывают руководящие лица страны, это отражено и в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» 32. При этом задачи патриотического воспитания должны решаться уже на уровне дошкольного образовательного учреждения, в старших группах, когда дети становятся способны к восприятию таких сложных нравственных категорий как уважение к родине, любовь к своей культуре, терпимость к другим культурам и т.д.
    Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи, малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ и т.д.
    В таких условиях встает вопрос эффективности использования средств патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Мы полагаем, что одним из таких средств может стать устное народное творчество. Это средство представляется наиболее доступным, простым и интересным как для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, так и с точки зрения его использования в воспитательной работе детского сада.
    В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина России в современных условиях еще не создана. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Так, в работах Т.Н. Дороновой [14, 15] довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследованиях Т.С. Комаровой [30], Т.Н. Бабаевой [3], М.Д. Маханевой [36] и др. делается акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. С.А. Козлова [28] предлагает одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
    Изучение литературы позволяет увидеть, что вопросы воспитания детей дошкольного возраста достаточно подробно рассмотрены в (Ю.К. Бабанский, B.C.Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый и др.), вопросы патриотического воспитания также представлены (С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский), при этом наблюдается недостаток исследований по использованию возможностей устного народного творчества для патриотического воспитания старших дошкольников.
    Следовательно, наблюдается противоречие между потребностью совершенствования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста соответственно новым требованиям развития российского общества на современном этапе и недостаточностью разработанности вопроса использования устного народного творчества как одного из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современной психолого-педагогической теории.
    Проблема исследования: какова роль устного народного творчества в процессе воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста?
    Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
    Предмет исследования: устное народное творчество как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
    Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным если:
     использовать устное народное творчество, способствующее формированию интереса и уважительного отношения к культуре собственного народа, его жизни, родной природе, традициям.
     устное народное творчество будет применяться в разных видах детской деятельности, самостоятельно и в комплексе с другими средствами.
    В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи:
    1. Изучить теоретический аспект формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
    2. Обосновать сущность, значение, возможности использования устного народного творчества в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
    3. Реализовать комплекс занятий, направленных на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества и проанализировать полученные результаты.
    Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы - изучение и обобщение опыта работы по воспитанию любви к родине у детей дошкольного возраста; констатирующий и формирующий эксперименты.
    При проведении исследования использованы такие методы как:
     метод анализа литературы;
     беседа;
     анкетирование;
     наблюдение;
     формирующий эксперимент;
     математический, качественный анализ данных.
    Исследование включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
    Кроме того, дети дают более адекватное, обобщенное объяснение пословиц. Например, говоря о пословице «Родимая сторона – мать, чужая мачеха» ребенок говорит: «Это значит, что на родной стороне тебе все родное, ты в безопасности. А на чужой стороне, например, за границей, ты всегда будешь неродным, о тебе никто не позаботится». Говоря о пословице «В своем доме и стены помогают» ребенок говорит: «В родном доме ты в безопасности, тебе все готовы помочь. Как бы даже и сам дом, место где ты родился, дает тебе силы». Говоря о пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте» ребенок говорит: «Когда вся семья вместе, все рядом, то и все чувствуют себя спокойно. Например, мама не беспокоится, потому что все у нее перед глазами» и т.д.
    Следовательно, проведенные занятия способствовали тому, чтобы дети познакомились с большим количеством
    Заключение

    Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, в данной работе было уделено внимание исследованию особенностей патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества. В качестве средства патриотического воспитания были выбраны пословицы, которые, крайне мало используются сегодня в практике дошкольного воспитания. В то же время пословицы представляют собой богатый ресурс народной мудрости. В рамках исследования было проведено теоретическо-эмпирическое изучение.
    В рамках теоретической части исследования на основе анализа литературы были сделаны следующие выводы.
    Так, патриотическое воспитание представляет собой направление воспитания, направленное на формирование чувства любви к родине, патриотической культуры и межнациональной толерантности, реализуемое на различных уровнях функционирования системы образования. Основной целью патриотического воспитания является формирование любви к родине. Данная цель достигается посредством решения таких задач как формирование национального самосознания, приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма и т.д.
    При этом приобщение к культуре и истории своего народа, патриотическое воспитание целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у детей формируется способность к усвоению достаточно абстрактных понятий (Родина, гордость и т.д.).именно поэтому патриотическое воспитание можно рассматривать как важную задачу, стоящую перед дошкольными образовательными учреждениями. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста происходи в семье и детском саду. В семье ребенок впитывает отношение родителей к истории и культуры родного народа. Однако целенаправленная работа по патриотическому воспитанию производится именно в условиях дошкольного образовательного учреждения.
    Одним из важнейших средств патриотического воспитания следует назвать устное народное творчество, которое представляет собой различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. К жанрам устного народного творчества относятся сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки. Устное народное творчество с интересом воспринимается детьми старшего дошкольного возраста в силу его эмоциональности, образности. Знакомство с произведениями устного народного творчества позволяет формировать уважение к родителям, чувство заботы и ответственности по отношения к братьям и сестрам, любовь к природе родного края, любовь к своему народу, его истории, подвигам и победам. Одним из интереснейших жанров устного народного творчества являются пословицы, которые сегодня, к сожалению, недостаточно используются в практике дошкольного воспитания. Пословица – жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое, ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом, который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям.
    Старший дошкольный возраст является сензитивным с точки зрения патриотического воспитания ребенка. Это обусловлено интенсивным развитием познавательных функций, развитием эмоционально-волевой и мотивационной сфер, развитием личности и самосознания ребенка. Патриотическое воспитание в этот период должно строиться на основе учета возрастных особенностей ребенка. Так, патриотические ценности и чувства необходимо формировать относительно явлений близких и понятных ребенку: относительно родного дома и природы родного края и т.д. При этом в ходе патриотического воспитания крайне важно опираться на виды деятельности, наиболее актуальные для ребенка, в частности, на игровую деятельность. При этом эффективность патриотического воспитания во многом зависит от того, насколько учтены индивидуальные особенности ребенка, культурные условия его развития.
    Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества опирается на такие принципы как принцип доступности, принцип наглядности и принцип активности ребенка. К методам патриотического воспитания следует отнести словесные методы (чтение и обсуждение сказок, баллад и т.д.), игровые методы (драматизация, инсценировка произведений устного народного творчества), наглядные методы (рассматривание и анализ картин, иллюстрация, просмотр мультипликационных фильмов по произведениям устного народного творчества и т.д.), практические методы (самостоятельное творчество детей по мотивам сказок, баллад, песен и т.д.). К основным формам патриотического воспитания можно отнести как специальные занятия, так и повседневные занятия с использованием произведений устного народного творчества. В литературе представлен широкий круг критериев патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Обобщая представленные подходы, можно выделить когнитивные (связанные со знаниями в области устного народного творчества, героического прошлого своего народа), мотивационно-эмоциональные (связанные с интересом к устному народному творчеству, желание узнавать о родном народе) и деятельностные критерии (связанные с самостоятельной творческой активностью по мотивам устного народного творчества).
    Для проверки выводов теоретической части работы было проведено самостоятельное опытно-экспериментальное исследование с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества. В исследовании приняли участие 15 детей старшей группы и их родители, а также воспитатели. Были проведены мероприятия с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества (на примере пословиц). Было выделено 3 смысловых блока при работе с пословицами: работа с пословицами о семье, работа с пословицами о природе, работа с пословицами о Родине.
    Проведенные занятия способствовали тому, чтобы дети познакомились с большим количеством пословиц, а также были способны к их пониманию и объяснению. Дети стали проявлять интерес как к самим пословицам, так и к проблемам патриотизма в целом, что нашло отражение в их играх, беседах, спорах и т.д. В результате проведенных мероприятий дети стали более активно использовать пословицы в своей речи, анализировать их, обсуждать с родителями. Также дети стали больше внимания уделять вопросам героизма родного народа. Это обусловило и возрастание интереса родителей к патриотическому воспитанию. Родители стали чаще обсуждать с детьми проблемы патриотизма в рамках, понятных детям.
    В результате ознакомления с потенциалом использования пословиц в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста воспитатели проявили интерес к данному воспитательному ресурсу, изменили свое мнение о значимости пословиц. Следовательно, проведенные патриотические занятия с использованием пословиц способствовали обогащению знаний детей в области культуры родного народа, формированию познавательного интереса к устному народному творчеству и проблемам культуры, истории родного края, страны, а также повышению творческой активности в рамках патриотической тематики на уровне, адекватном для детей старшего дошкольного возраста.
    Наша гипотеза о том, что занятия с использованием произведений устного народного творчества способствуют: развитию когнитивного компонента патриотической воспитанности; формированию мотивационно-эмоционального отношения к культуре родного народа; формированию активности детей в рамках патриотических ценностей, оказалась верной.
    Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



    Список использованной литературы

    1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
    2. Алиева С. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества :На материале Республики Дагестан Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 М., 2004. – 10 с.
    3. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспитание, №10 2006г.
    4. Белоколенко М.В. Наглядность в работе детских библиотек (Систем.подход) : Дис. ... канд. пед. наук М., 1998. – 100 с.
    5. Белокурова С.П.Словарь литературоведческих терминов М., 2005. – 100 с.
    6. Борисова Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями речи Дис.канд.пед.наук.-М.,2010, с.10
    7. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
    8. Горлевская Е.Л. Практика работы по патриотическому воспитанию. Проектная методика внедрения / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/583342/
    9. Громыко Ю. В. Национальная доктрина развития образования России М., 1999. – 7 с.
    10. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга : Кн. для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение 1992. -с.15
    11. Добринец Л.А. Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников Я и мой поселок» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/506161/
    12. Езикеева В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М.: Учпедгиз, 1989. - С.69-76
    13. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
    14. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
    15. Ковалева Г. А.Воспитывая маленького гражданина М, 2005. – 180 с.
    16. Кокуева Л. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2002. – 20 с.
    17. Комплексная целевая среднесрочная программа «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 годы / Электронный ресурс http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_118880.html
    18. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
    19. Кохабидзе М.Д. Формирование интереса к чтению у младших школьников. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тбилиси, 1996
    20. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / Под ред. В.И. Лутовинова М., 2008, с.5
    21. Лебедева А. Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/573431/
    22. Лемещенко Г. Любимый город мой Мыски // Дошкольное воспитание» №1 2006г.
    23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990, с. 23
    24. Литвиненко В.И. Патриотическое воспитание подростков в условиях поликультурной среды Автореф. дисс. канд. пед. наук Карачаевск 2006, с.8
    25. Любимова Е.Д. Особенности восприятия младшими школьниками поэтических произведений: Автореф. дисс. канд. психолог. наук. - М. 1995
    26. Мали Л.Д. Речевое развитие младших школьников / Л.Д. Мали, О.С. Арямова. – Пенза, 1997, с. 18
    27. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
    28. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
    29. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
    30. Минькова В. Достучаться до сердца ребенка ... // Начальная школа. – 2000. - №11
    31. Михайлова Е.Г. Нравственно-патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду, №5 2005г.
    32. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Электронный ресурс http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
    33. Немов Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 2. – М., 1994, с.70
    34. Никонова Л. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста Дис.канд.пед.наук.-М.,2006, с.10
    35. Новолаева Н.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество М., 2009, с.73
    36. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. - 2003. - № 8
    37. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко М., 2006, с.111
    38. Писарева А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
    39. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
    40. Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2011 гг. // Российская газета от 16.02.06, с.8
    41. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Логинова В.И. Бабаева Т.И. и др. СПб., «Детство – Пресс» 2007. – 100 с.
    42. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
    43. Ривина Е. Родословная в детском саду история и образ семьи // Дошкольное воспитание, №1.2006г
    44. Родина А. Литературное образование младших школьников // Начальная школа. – 1999. - №1. – С. 84 – 88.
    45. Томилина Л.Г. Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/411706/
    46. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. Соч.: В 11 т. - М., 2000, с.24
    47. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
    48. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1994. 21 с.
    49. Цетлин Е.В. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки/ на материале уроков чтения в 3 кл. // Начальная школа, 1991. №2. С.24-25
    50. Цибизова Е.И. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/563463/
    51. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50
    52. Шарапова О. Методика чтения лирических стихотворений и описаний природы // Начальная школа. – 2000. - №4. – С. 28 – 32

Скачать демо-версию дипломной

Не подходит? Мы можем сделать для Вас эксклюзивную работу без плагиата, под ключ, с гарантией сдачи. Узнать цену!

Представленный учебный материал (по структуре - Дипломная работа) разработан нашим экспертом в качестве примера - 30.04.2012 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии дипломной необходимо пройти по ссылке "скачать демо...", заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас "ГОРЯТ СРОКИ" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества - похожая информация

Наименование работы
Тип работы
Дата сдачи

Как это работает:

Copyright © «Росдиплом»
Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.
Политика конфиденциальности.
Контакты

  • Методы оплаты VISA
  • Методы оплаты MasterCard
  • Методы оплаты WebMoney
  • Методы оплаты Qiwi
  • Методы оплаты Яндекс.Деньги
  • Методы оплаты Сбербанк
  • Методы оплаты Альфа-Банк
  • Методы оплаты ВТБ24
  • Методы оплаты Промсвязьбанк
  • Методы оплаты Русский Стандарт
Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.