Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Культурно - историческое взаимодействие исламской и христианской цивилизации в эпоху крестовых походов
Введение
Актуальность исследования
На современном этапе взаимопроникновения культур, происходящего в рамках процессов глобализации, особую актуальность приобретает исследование исторического развития взаимоотношений между различными культурами и религиями. Особое значение, с учетом современных миграционных процессов, и формирующихся на основе их разногласий между христианскими и исламскими народами, имеет исследование истории взаимодействия христианской и исламской культур и религий. А ввиду того, что крестовые походы явились «отправной точкой» этого взаимодействия, исследование их эпохи приобретает сегодня актуальность.
Следует отметить, что во многие исследователи рассматривают крестовые походы с негативных точек зрения - как завоевания и насаждение чуждой Востоку религии и культуры. В то же время, влияние одной культуры на другую не может быть односторонним, что просматривается и в эпоху крестовых походов, в рамках которой происходило взаимопроникновение и взаимовлияние восточной и западной культур, которое нашло отражение в религии, культуре, искусстве, условиях быта, развитии науки и техники.
Арабский Восток и его культура оказал огромное влияние на самые различные стороны материальной и духовной жизни западноевропейского феодального общества. .............
Глава I. Социально-исторические предпосылки крестовых походов
1.1. Истоки и периодизация крестоносного движения
Первым историческим этапом взаимоотношений ислама и христианства, как правило, называют период становления ислама. Это время осуществления первых контактов между христианами на Аравийском полуострове и представителями едва зарождающейся в тот период мусульманской религии. Первые контакты мусульман и христиан осуществлялись хаотично, однако, именно они обусловили представления европейцев о мусульманском мире, как о богатом крае, к моменту начала крестовых походов, что стало одной из их предпосылок.
Историографические источники различных периодов, оценивают время и характер контактов представителей двух культур и религий различным образом. В частности, дореволюционная миссионерская литература, ссылавшаяся на авторитет Библии, указывает в качестве времени первого появления в Аравии христиан время деятельности апостола Павла. Примечательно, что особый акцент сделан на географическом положении Аравии, в частности, на близости к Аравийскому полуострову большого числа христианских государств.
В ряде источников указывается, что основанием крестовых походов могли послужить слухи о зверствах, творившихся в Палестине, проникавшие на Запад. Ближний Восток перед крестовыми походами оказался на линии фронта между султанатом Великих сельджуков (часть территории современного Ирана и Сирии) и государством Фатимидов (Египет). Сельджуков поддержали мусульмане-сунниты, Фатимидов — мусульмане-шииты. Христианские меньшинства на территории Палестины и Сирии не нашли союзников, и во время военных действий представители ряда христианских общин подвергались грабежам. Данный факт породил слухи о зверствах, творимых мусульманами по отношению к христианам в Палестине. Это стало позднее одним из «инструментов популяризации» крестовых походов.
.........