Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Введение
Настоящая работа посвящена исследованию особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время возрастает число детей дошкольного возраста с различной речевой патологией. Развитие детей с речевыми нарушениями происходит с некоторыми отличиями от развития детей в норме.
Нарушение речи во многом оказывает влияние на различные стороны развития детей, в зависимости от дефекта, возникают трудности при формировании познавательных процессов, при мыслительных операциях, трудности в общении, в эмоционально-волевой сфере.
При общем недоразвитии речи происходит нарушение всех компонентов языковой системы, в том числе формирование словообразования у детей происходит с отклонениями от нормы.
В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. ............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Психолингвистические аспекты становления словообразовательных навыков в онтогенезе
Речь выступает как основное средство человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получить и передать информацию, обучаться. Благодаря речевому взаимодействию сознание человека обогащается опытом других людей и развивается. Тем самым, речь является не только средством коммуникации, но и средством мышления, носителя сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Детская речь развивается под воздействием речи взрослых и в огромной мере зависит от достаточной речевой практики, нор¬мального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Формирование речевой функции в онтогенетическом развитии подробно рассматривается в трудах отечественных и зарубежных ученых в рамках таких наук, как логопедия, психология, лингвистика, психолингвистика, педагогика, специальная психология и коррекционная педагогика, а также многих других. Вопросам нарушений речи и ее формированию в онтогенез посвящены работы таких исследователей, как В.П. Глухов, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.В. Ахутина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева А.Я. Ястребова и др.
.........