Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблема истории текста второго тома "Мёртвых душ"
Введение
Актуальность исследования. Гоголь относится к тому редкому числу писателей, чье гениальное художественное наследие проявляет исключительный универсализм, позволяющий говорить о гармоничном включении его творчества в разнообразные культурные, эстетико- философские и литературные контексты, определяя тем самым как наиболее перспективную линию гоголеведения изучение связей великого художника с различными традициями русской и западноевропейской культуры, о чем свидетельствуют работы А.Н. Веселовского, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.А. Гуковского, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна, М.П. Алексеева, А.В. Михайлова, Ю.Я. Барабаша, М. Вайскопфа, С.А. Гончарова, В.Ш. Кривоноса, Е.А. Смирновой, А.А. Елистратовой, Ф.З Кануновой, А.С. Янушкевича, Н.В. Хомука.
Среди многих загадок и тайн, оставленных Гоголем после своей смерти, до сих пор не разгаданным остаётся вопрос о том, что случилось со вторым томом «Мертвых душ». Исследователи продолжают спорить по этому поводу, выдвигают различные гипотезы, и для этого есть основания. Известно, что «Мертвые души» по замыслу писателя должны были представлять широкомасштабное полотно, в котором он планировал показать хоть с одного боку, но «всю Русь». Особая роль в осуществлении этого плана отводилась второму тому поэмы. ..........
Глава 1. Работа Гоголя над «Мертвыми душами»
1.1. История создания поэмы «Мертвые души»
Есть писатели, которые свободно и легко придумывают сюжеты для своих произведений. Николай Васильевич Гоголь таковым не был. Ему с большим трудом давался замысел своего будущего сочинения, он был мучительно неизобретателен на сюжеты. Именно поэтому писателю нужен был всегда внешний толчок. Современники Гоголя рассказывают, как Николай Васильевич с жадным интересом слушал разные небылицы, анекдоты, подхваченные на улице, бытовые истории. Слушал по-писательски, профессионально, запоминал всякую деталь. Шли годы, и любая из этих случайных историй могла ожить на страницах его произведений. Как вспоминал впоследствии П.В. Анненков, для Гоголя «ничего не пропадало даром».
Как считает московский литературовед С. Машинский, идею «Мёртвых душ» подал Гоголю А.С. Пушкин, который сам ее узнал во время кишинёвской ссылки. Как свидетельствует полковник Липранди, Пушкину рассказали, что в местечке Бендеры (где Александр Сергеевич дважды был) никто не умирает. Дело обстояло так: в Бессарабию в начале XIX века бежало из центральных губерний Российской империи много крестьян. Полиция должна была выявлять беглецов, но они принимали имена умерших. В результате в течение нескольких лет в Бендерах не было зафиксировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, в ходе которого было выявлено, что беглым крестьянам, не имевшим документов, отдавались имена умерших. Спустя много лет похожую историю, творчески преобразовав, Пушкин рассказал Гоголю [35, c.120].
.....