Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Современный этап развития науки и его главные характеристики: процессы дифференциации и интеграции наук
Введение
Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако научное знание превосходит остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой, что достигается посредством научного метода: это такая процедура получения научного знания, с помощью которого его можно воспроизвести, проверить и передать другим.
Результаты научно-технологического прогресса играют важную роль в повседневной жизни людей. Количественные (статистические) измерения этого влияния, как правило, сфокусированы на экономической отдаче от вложений в исследования и разработки (рост производительности, диверсификация, сокращение издержек, увеличение объемов экспорта и др.). Вместе с тем не менее релевантными и значимыми, в частности для целей регулирования, представляются аналитические оценки социальных эффектов. Речь идет о влиянии науки и технологий на уровень и качество жизни населения (здоровье, продолжительность жизни, образовательный уровень, владение знаниями, компетенциями, творческими навыками и др.), удовлетворение возрастающих и меняющихся общественных потребностей. Население выступает не только ключевым потребителем инновационной продукции, но и источником запроса на новые знания и технологические решения.
................
1. Теоретические основы развития науки
1.1. Общие закономерности развития науки
Каждая наука имеет свой объект и предмет и направляет ученого все глубже и глубже в этот своеобразный колодец. И чем дальше в эту нишу уходит ученый, тем меньше он имеет возможности видеть и понимать, что делает его коллега в соседнем «колодце», а нередко он даже и не задумывается, зачем, собственно, он изучает свой предмет. «Философия, обобщая знания, полученные в других науках, поднимается на более высокий уровень и дает специальным наукам философское обобщение результатов и общие методы дальнейших исследований, что, в свою очередь, позволяет специальным наукам при условии накопления новых эмпирических данных использовать этот более высокий уровень философии в качестве матрицы научного поиска .
Это обеспечивает перестройку естественнонаучной картины мира и появление новых фундаментальных теорий, в связи с чем естествознание вступает в следующую фазу своего исторического движения. Но при этом получает фактический материал для обобщения и сама философия. Она обобщает достижения науки более высокого уровня развития, уточняет прежние методологические принципы и в обновленном виде вновь несет их в естествознание».
.........